Спас Нерукотворный 29 августа: история и традиции церковного праздника

Перенесение Спаса Нерукотворного: суть и значение церковного праздника Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа празднуется православной церковью каждый год 29 августа. Спас Нерукотворный – упрощенное название празднования. Православная церковь в этот день вспоминает предание, согласно которому появился нерукотворный образ Христа. Считается, что речь идет об отпечатке лика Иисуса на убрусе – полотне, которым он обтер лицо. Полотно это было отправлено Иисусом царю Эдессы Авгарю – он страдал от страшной проказы и мечтал, чтобы Спаситель исцелил его. Получив посылку, Авгарь вылечился от болезни. После излечения Авгарь не забыл об убрусе с нерукотворным образом. Напротив, он велел разместить его в нише над городскими воротами. Так Спас долгие годы покровительствовал городу, а в 545 году даже помог пережить осаду персидского царя Хозроя Первого. Спустя несколько веков эдесским Спасом заинтересовался византийский император Константин Багрянородный. Именно с его подачи образ выкупили у правителей Эдессы и в августе 944 года перенесли в Константинополь. В русском православии Спас Нерукотворный почитается больше десяти веков. Именно этот образ Христа всегда воспринимали как некую защиту, покровительство. Особенно он ценился и ценится до сих пор у военных: сохранились сведения, что знамена с изображением икон Спаса Нерукотворного сопровождали русских воинов во многих битвах, даже в Первой мировой войне. Иконы нерукотворного образа Христа Спасителя, которые повторяют самый первый образ, созданный самим Иисусом, уже долгие годы остаются одними из растространенных изображений. Существует несколько вариантов написания икон. Но наиболее знакомый нам – лик Иисуса Христа на белом полотне в складку, которое слева и справа держат ангелы. Народный праздник Ореховый Спас: традиции и приметы на 29 августа Церковный праздник в честь перенесения нерукотворного образа Христа на Руси испокон веков удачно соседствовал с народными традициями. Это отражается в том, как праздник называют в народных календарях – в одних случаях это Третий Спас, в других – Ореховый, Холщовый или Хлебный. Третий Спасом праздник называли потому, что он идет третьим, заключительным в череде августовских Спасов. До этого отмечали сначала Медовый, а затем Яблочный Спасы. Ореховым – это самое расхожее обозначение – Спас стал из-за того, что в этот период начинался сбор урожая лесных орехов. Немало традиций и обрядов было в этот день: орехи освящали в храмах, с ними готовили выпечку, по ним гадали на будущее. Хлебным Спасом праздник назвали по схожей причине – хозяйки в этот период уже вовсю пекли хлеб из муки первого урожая. Сохранилась по этому случаю приговорка: «Третий Спас – хлеба припас». Хлеб этот, кстати, в праздничный день тоже несли на освящение в храм. Холщовым Спас называли потому, что в это время по городам и селам шла активная торговля холстами и полотнами. Так и говорили в этот день: «Третий Спас – на зеленых горах холсты продают». Еще в ходу были такие названия – Спас на холстах или Спас на полотне – в память о том самом убрусе, на котором отпечатался образ Христа Спасителя. Сохранилось в народной традиции и множество спасовских примет. Они рассказывают о погоде, урожае и даже о будущем. Первый сорванный орех червивый – к несчастью, гнилой – к большой беде, пустой – к проблемам, спелый – к успехам, незрелый – к новостям. Богатый урожай орехов – будет много хлеба в следующем году. Хорошая погода на Третий Спас – к короткой зиме и ранней весне. Водоемы от ветра не волнуются – осень будет тихой, а зима пройдет без метелей. Бледные звезды в небе – к ясной и сухой погоде. Если журавль отлетает к Третьему Спасу – на Покров будет морозно, если нет – зима будет поздняя. Также сохраните себе календарь церковных праздников на сентябрь: православные будут вспоминать Богородицу, святого Иоанна Крестителя, Веру, Надежду и Любовь. Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина

Спас Нерукотворный 29 августа: история и традиции церковного праздника
© РИА "ФедералПресс"