Крушение советского парохода "Адмирал Нахимов": как произошла крупнейшая катастрофа на Чёрном море
В последний день лета 1986 года в водах Чёрного моря, недалеко от Новороссийска, затонул пароход "Адмирал Нахимов". В результате столкновения пассажирского судна с сухогрузом "Пётр Васёв" погибли 423 человека. Один из самых надёжных пассажирских судов Советского Союза ушёл под воду за восемь минут. Что привело к трагедии и почему опытные капитаны обоих судов не смогли избежать столкновения, рассказывает ivbg. Из "Берлина" в "Капитан Нахимов" Строительство ныне известно парохода "Адмирал Нахимов" завершилось в немецком городе Бремен в 1925 году. В конце марта судно, которое стало гордостью Германии и носило соответствующее название "Берлин" (прим.ред. - переименовали в 1947 году) первые спустили на воду. А в сентябре оно отправилось в свой первый рейс - в Нью-Йорк. Трансатлантические перевозки пассажиров и грузов продолжались вплоть до лета 1938 года. За время существования плавательное средство повидало многое. В ноябре 1928 года участвовало в спасательной операции после ухода на дно океанского лайнера "Вестрис", в результате которой спасло 23 человека. Во времена Второй Мировой войны его использовали в качестве плавучего госпиталя в составе военно-морских сил Германии. В начале 1945 года "Берлин" подорвался на мине и затонул на глубине 13-ти метров. Позже за счёт военных репараций корабль отошёл СССР: его со второй попытки достали со дна и переименовали в "Адмирал Нахимов". Популярность судна Следующие 10 лет корабль капитально восстанавливали. Но первый рейс обновлённого судна, состоявшийся в 1957-ом, показал множество недоработок: проблемы с вентиляцией и пополнением запасов пресной воды, а также отсутствие буксиров и недостаточная манёвренность судна. Стараниями капитана Николая Соболева получилось модернизировать "Адмирал Нахимов" под нужные требования спустя 10 лет. К тому моменту корабль имел стабильный пассажиропоток. Этому способствовали заинтересованный в успехе плаваний капитан, команда, которая постоянно совершенствовала мастерство, и комфортные условия на судне. Плюсов к репутации добавили морские прогулки во время стоянок в портах для всех желающих. В начале 60-х после успешного показа фильма "15 дней одного года" про отпуск на борту парохода "Адмирал Нахимов", вырос спрос на морские путешествия в целом. В 1962 году во время Карибского кризиса на борту корабля перевозили солдат на Кубу. В 1977 году команда парохода отметила 20-летний рубеж безаварийного плавания. Вскоре его бессменный первый капитан Соболев покинул свой пост. В течении последующих нескольких лет на борту судна прошли съёмки нескольких фильмов - "Бархатный сезон" и "Дамы приглашают кавалеров". Новым капитаном стал 56-летний Вадим Марков, который до этого возглавлял несколько судов. Последний плановый ремонт на корабле закончили в апреле 1985 года, в ходе которого установили срок службы до 30 ноября 1986-го. Что представлял собой "Адмирал Нахимов" в последний день перед гибелью? Судно достигало 174,3 метра в длину, 21,1 - в ширину с высотой борта примерно в 12 метров. Водоизмещение составляло 9 000 тонн. Корабль мог развивать скорость до 16 узлов. На нём располагались два плавательных бассейна, кинозал, танцевальные площадки, дамский и музыкальные салоны, ресторан, детская столовая и другое. Почему судна столкнулись? В последнее плаванье лайнер "Адмирал Нахимов" вышел 29 августа из Одессы. Оставив позади Ялту, 31 августа он сделал плановую остановку в Новороссийске. До следующего пункта - Сочи, пароход должен был отправиться в это же день в 10 часов вечера. В некоторых источниках, например, в "Российской газете", говорится, что отплытие задержалось. Это произошло в результате опоздания на рейс начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора Алексея Крикунова с семьёй. По воспоминаниям очевидца инженера-судоводителя Бориса Савкова информация не подтвердилась. Но генерал действительно находился на судне и погиб вместе со своими родными в день трагедии. Находясь в порту, капитан "Адмирала Нахимова" Вадим Марков получил сведения, что у мыса Дооб курс его судна совпадёт с сухогрузом "Пётр Васёв", заполненным канадским ячменем. Ещё на берегу "морской волк" связался с капитаном сухогруза Виктором Ткаченко, согласовав детали маневра. По правилам уступить путь должен был лайнер "Адмирал Нахимов" как находящийся слева, но по согласованию с береговым постом регулирования движения судов всё переиграли: "Пётр Васёв" согласился пропустить пассажирский лайнер. За две с половиной мили от балкера вахтенный с "Адмирала Нахимова" ещё раз уточнил очерёдность - всё оставалось в силе. Судна продолжили идти на сближение. Вадим Марков увеличил скорость до 10 узлов и установил курс 160, а затем покинул капитанский мостик. Согласно правилам прохождения опасных участков и при сближении с другим судном, он обязан был находиться на капитанском мостике и руководить процессом. Нести вахту остался второй помощник Александр Чудновский. На 61-летнем лайнере полагались на бинокль, радиосвязь и слово, что встречное судно пропустит вперёд. В это же время на борту "Пётра Васёва" Ткаченко следил за приближением пассажирского корабля по монитору системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП). Полностью положившись на устройство и, не оценивая ситуацию визуально, он не сразу отреагировал на неоднократные указания третьего помощника Петра Зубюк о возрастающей угрозе столкновения. Свои доклады моряк фиксировал в бортовой журнал, который после трагедии подкорректировал Ткаченко. САРП показывал благополучное расхождение, поэтому теплоход продолжил движение по приборам, не снижая скорости, хоть и обещал пропустить лайнер. Подобное лихачество капитану было свойственно и ранее. Позже экспертиза установила, что программа передавала данные с опозданием. После очередной просьбы с "Адмирала Нахимова" уступить дорогу капитан с мостика увидел, что столкновение неизбежно. Сухогруз на полном ходу шёл на пассажирский лайнер. Снижение скорости и команда "полный назад" не помогли исправить ситуацию. Перегруженный балкер по инерции продолжил двигаться вперёд. Чудновский на пассажирском лайнере, распознав приближающуюся опасность, самостоятельно трижды сменил курс, как бы уклоняясь влево, чем только усугубил ситуацию. По инструкции он должен был вызвать Маркова и сообщить о происходящем. Подобные действия привели к смещению удара с носовой части корабля в борт. Последней командой на мостике парохода стала: "Лево на борт!". Рулевой смог только переложить руль в нужную сторону, как произошло столкновение. Быстрый уход под воду На самом лайнере в это время наблюдалось веселье: бары были переполнены, громко играла музыка, в кинозале смотрели фильм "Я вас любил больше жизни". В момент аварии на борту официально находились 1234 человека, но на самом деле их, вероятно, было больше. Некоторые члены экипажа часто брали с собой родственников, любовниц и приятелей. Дети спали в запертых каютах, пока родители провожали последний деть лета. Августовская духота и проблемы с вентиляцией вынудили открыть все иллюминаторы на нижней палубе, а также клинкетные двери между водонепроницаемыми отсеками. 31 августа 1986 года в 23:12 в Цемесской бухте, на расстоянии 13 километров от Новороссийского порта, произошло столкновение двух судов. Сухогруз бульбом - подводной частью носа - прошёлся по правому борту, прорубив пробоину в 84 квадратных метра - от седьмого до десятого водонепроницаемых отсеков. Там находились котельная, машинное отделение, хранились резервуары с дизельным топливом и мазутом. "РИА Новости" пишут, что для расхождения, по мнению специалистов, не хватило каких-то шести секунд. Сигнал тревоги на пострадавшем корабле так и не прозвучал. По одной из версий, возможности передать общесудовой сигнал тревоги и SOS по радио отсутствовали из-за постаревшего электрогенератора, по другой - капитан потерял время в результате разборок с командой. Судно продолжило двигаться вперёд. Позже выяснилось, что капитан Марков, поднявшийся на мостик, спасая корабль, пытался вывести его на мель. Те пассажиры, кто отсутствовал на палубе в момент удара, понятия не имели о происходящем. Свет на пароходе несколько раз мигал. Когда электрогенератор полностью вышел из строя, в ход пошёл аварийный дизель-генератор, проработавший около двух минут. В 23:16 на пароходе, где креп судна уже составлял 45 градусов, началась паника. Вода проникала внутрь корабля из открытых иллюминаторов. Пассажиры с палубы прыгали в море. Из тесных коридоров пытались выбраться люди, дезориентированные и застигнутые врасплох. Началась давка. За закрытыми дверями кают кричали дети, звавшие на помощь родителей. По воспоминаниям выживших, детские крики стали самым страшным звуковым сопровождением ночи. Возможно, погибших было бы меньше, если бы в воду не попало топливо из топливных баков. Оно сковывало движения людей на воде, угодивших в масляную плёнку. Счастливая случайность, что топливо не вспыхнуло. В воду падали скамейки и шезлонги, которые, травмируя цеплявшихся за борт пассажиров, сносили тех в Чёрное море. Некоторых внутри лайнера придавило крупногабаритной мебелью, в том числе и пытавшуюся спасти запертых детей бортпроводницу Веру Федорчук. В 23:20 "Адмирал Нахимов" затонул. За восемь минут корабль ушёл под воду в 13-ти километрах от Новороссийска на глубину в 47 метров. Все, кто не успел выбраться с судна, вместе с ним ушли на дно. Эксперты, которые выясняли все причины случившегося, пришли к выводу, что при закрытых клинкетных дверях между отсеками, пассажирский лайнер мог продержаться на плаву около суток. Для закрытия было необходимо сразу после столкновения нажать кнопку в штурманской рубке. Никто этого не сделал. Капитан пытался найти виновных, потеряв драгоценное время, а Чудновский спустился в каюту, где и закончил свой жизненный путь. Спасательная операция На месте крушения на поверхности воды оказалось около тысячи человек. Благодаря стараниям боцмана Вильяма Лабоды удалось сбросить более 30 надувных спасательных плотов с тонущего корабля, которые спасли жизни многих утопающих. Сигнал о кораблекрушении послал катер ЛК-90, направленный для проводки сухогруза к причалу. В 23:35 он первым приступил к спасению людей в море. Катер, рассчитанный на несколько пассажиров, умудрился вывести с места бедствия 118 человек. Узнавший о произошедшем капитан Новороссийского порта Георгий Попов отправил на помощь всё, что смог - 64 единицы плавсредств. На место крушения также отправились курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища. Ребята, узнав о трагедии, сразу вышли в море на ялах. Ситуацию усугубил начавшийся четырехбалльный шторм. В это же время повреждённый после столкновения сухогруз "Пётр Васёв" тихим ходом пошёл к месту аварии. Чтобы не раздавить людей, оказавшихся в воде, с него спустили мотобот. Вокруг сухогруза в какой-то момент ветром и течением нанесло уцелевших после катастрофы. С судна не удалось спустить трап, а по канатам не все могли подняться. В итоге на сухогрузе оказались 37 спасённый и один погибший. За почти полтора часа спасательной операции в условиях непогоды (прим.ред. - шторма и шквального ветра) удалось вытащить из воды более 800 человек. Поиски погибших и официальная статистика Вокруг места крушения пассажирского лайнера стояло около 20 судов, откуда спускали водолазов. Те проникали на корабль и вынимали оставшиеся там трупы. Завалы внутри затонувшего парохода не давали возможности проникнуть дальше. В связи с этим стали производить взрывы обшивки лайнера и проникать внутрь через образующиеся полости. Всего обнаружили 359 погибших, а ещё 64 остались на дне. К 18 сентября 1986 года "Адмирал Нахимов" на полтора метра погрузился в ил. На следующий день водолазные работы по поиску погибших были прекращены. В процессе операции по извлечению тел из затонувшего корабля погибли два военных водолаза - Юрий Полищук и Сергей Шардаков. Согласно официальным данным, на борту находилось 1 243 человека: 897 пассажиров и 346 членов экипажа, из которых погибли 423: 359 пассажиров и 64 члена команды. До 18 лет в результате трагедии не дожили 23 ребёнка. Число пострадавших составило 817 человек. Официальные причины трагедии В ходе разбирательства было установлено, что причиной катастрофы на Чёрном море стали неверные действия капитанов обоих судов. Следствие по этому делу возглавил старший следователь по особо важным делам при Прокуратуре РСФСР Борис Уваров. По словам следователя, Марков нарушил 25 пунктов правил, а Ткаченко - 15. Судьба капитанов Оба капитана выжили после трагедии. Общественность настаивала на расследовании дела по статье 102 УК РСФСР "Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах". Но в марте 1987 года их приговорили к 15 годам заключения по статье 85 УК РСФСР "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта". Капитан "Петра Васева" Ткаченко был досрочно освобожден в 1992 году, позже перебрался в Израиль и трагически погиб в море в 2003 году. Капитан "Адмирала Нахимова" Марков также оказался на свободе в тот же год и продолжил работу капитаном-наставником на судах Черноморского пароходства. Он скончался в конце весны 2007 года после тяжелой болезни. Итоги Пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов" до сих пор находится в месте крушения. А территория в 500 метров считается местом захоронения, где запрещается бросать якорь. В 1987 году на высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты (прим.ред. - ближайшая точка к месту трагедии) воздвигли памятник погибшим. По свидетельствам выживших, трагедия проявила истинную людскую сущность. Кто-то отнимал у других жилеты и за счёт окружающих пытался спасти свою жизнь. Другие - и пассажиры, и члены команды - до последнего помогали детям, женщинам и пожилым людям, отдавая свои жилеты или вылавливая утопающих.