На сцене, в искусстве и на государственной службе: какие профессии освоили петербургские лошади?
31 августа – День лошади. Праздник широко отмечали на Руси: пекли сладости в виде коней, стругали их из дерева, а на настоящих животных устраивали показательные скачки. Сегодня в Санкт-Петербурге эти непарнокопытные – не просто средство передвижения. Они уже давно освоили даже некоторые людские профессии. И трудятся, можно сказать, наравне.
На сцене
В Ленинградской области есть театр, в котором нет привычной сцены, кулис, правил, связанных с тремя звонками. Здесь не выдают биноклей, да и гардероб отсутствует. Он, собственно, и не нужен. Спектакли проходят на свежем воздухе. И начинаются не с вешалки, а с лошадиного ржания.
Кони – не декорация и не дрессированные помощники. Девять жеребцов – полноправные артисты. Театр так и позиционирует себя: конно-драматический. Поэтому на сайте есть отдельная страница с фотографиями и именами «гривастых» актеров: Жемчуг, Боровик, Ливерпуль, Капучино, Гротеск, Заботливый, Медовый, Шукри-Дон и Валдай.
Каждый «подкованный» артист может похвастаться отдельной именной гримеркой и специалистом, который проводит ежедневный осмотр. Актеры-люди к четвероногим коллегам тоже заходят. Обычно, чтобы расчесать гриву или просто погладить животное для удовольствия.
«Я ему друг, – говорит актер конно-драматического театра Фрол Фролов. – И, как друг, я к нему отношусь по-дружески. И если бы он мог сам себя почесать, он бы почесал. А так, я же знаю, что он не может. И я вот его почешу».
В труппе только жеребцы. Кобыл не берут принципиально. Это не гендерные предубеждения, а предусмотрительность. Самцы с четвероногими «дамами» играть не смогут. Будут постоянно отвлекаться.
В театре против дрессуры, поэтому уздечки и седла на лошадей надевают крайне редко. Во время репетиций животное учат не подчиняться, а доверять.
«Это попытка работать с лошадью, как с партнером, – объясняет Игорь Янкаускас, управляющий конно-драматическим театром. – Не как со средством достижения какой-то поставленной цели, а именно как с партнером, который может повести себя, как захочет в спектакле. И задача актеров сымпровизировать, подстроиться».
Репетиции проходят на поле. Зрелище – весьма необычное. На начальных этапах актеры обступают коня со всех сторон. В руках все держат полиэтиленовую ленту, но на достаточном расстоянии от животного, чтобы внутри импровизированного прямоугольника конь мог спокойно перемещаться.
«Наша задача – держать их в центре! Вот! Вот эта позиция правильная!» – кричит Евгений Ткачук, актер, а по совместительству и художественный руководитель конно-драматического театра.
Евгений придумал и создал театр, где кроме людей играют кони. Он – режиссер и художественный руководитель. На первом курсе увлекся конным спортом. И тренер предложил попробовать поставить спектакль.
Тогда было трудно даже представить, что сегодня будет целый репертуар более чем из 10 постановок. Спектакли берут в разработку такие, где можно показать характер коней. В основном драматурги пишут пьесы специально для театра или адаптируют произведения. В театре шутят, что и «Три сестры» Антона Чехова можно поставить.
«Если родится предложение и идея, как это будет поставлено – конечно, всеми руками «за», – говорит актер театра и кино Евгений Ткачук. – Мы ставили «Дельфины и психи» Высоцкого. Боровику, например, очень нравилось играть в этом спектакле. Он в нем купался. Изображал дельфина».
Спектакли здесь проводят только по выходным. Особенность театра с непарнокопытными актерами в том, что каждая постановка смотрится как премьера: ведь кони ведут себя по-разному.
На государственной службе
Полицейские верхом на конях патрулируют улицы Санкт-Петербурга. И это не историческая справка и не съемки очередного фильма. В 2023-м году в город на Неве вернулась конная полиция.
На службе девять меринов и один жеребец. Кобылам тоже служить не возбраняется. Дискриминации нет, но подходящих кандидатур пока не нашлось. Здесь первых встречных не берут. Отбор строгий: должен быть безупречный внешний вид, молодость, идеальное здоровье, определенная высота в холке, а остальному в полиции научат.
В общем, полицейский конь – это не только средство передвижения, а верный напарник. Некоторые обучены по команде лягнуть, если будет нужно. Регулярно лошади проходят тренировки. На них большое внимание уделяют выдержке в экстремальных ситуациях.
«Их готовили к работе в городе, – объясняет старшая ремонтной группы кавалерийского взвода специального полка полиции Анастасия Дергачева. – Они не должны бояться громких звуков. Взрывов петард, толпы людей. Они должны адекватно себя вести, если мы поедем на футбол, где много фанатов».
Сотрудник полиции сам седлает коня, надевает форменный вальтрап. К месту несения службы доезжают в фургоне, который предназначен для перевозки лошадей.
Патрулируют центр города, парки, где нельзя ездить на автомобиле. На улицах туристы относятся положительно, просят сфотографироваться. Полицейские почти никогда не отказывают. Нарушители порядка на лошадиную полицию реагируют.
«Момента такого не было, чтобы они как-то усугубляли нарушение или агрессию свою проявляли, – говорит инспектор кавалерийского взвода специального полка полиции, младший лейтенант Александр Малый. – Они, соответственно, как и многие люди, побаиваются лошадей. Не знают, какое поведение у лошади вызовет их реакция агрессивная, и стараются все делать спокойно, и сугубо диалогом все решается».
У лошади тоже есть рабочий день. Длится не больше четырех часов, чтобы животные не уставали. Переработки возможны во время массовых мероприятий.
В искусстве
Когда студентам Академии художеств нужно нарисовать лошадь, они отправляются в местную конюшню. Там живут четвероногие натурщики, которые всегда готовы позировать начинающим мастерам.
Летом для студентов животных выводят на улицу. Зимой оставляют в конюшне. Независимо от места, поведение такого натурщика предугадать сложно. Иногда у студентов есть всего 30 минут, чтобы сделать набросок. В другой день может повезти больше: лошадь окажется спокойной. Будет пастись часа три. Этого времени хватит на этюд. Взамен студенты приносят четвероногим любимую морковку.
«Он – легкоатлет, он такой поджарый, сухой, – рассказывает про своего любимого коня-натурщика начинающий скульптор Арсений Нефедов. – И цвет у него потрясающий. Особенно на солнце! Прямо перламутровый!»
Конюшня при Академии – это не новшество, ей уже больше ста лет. Появилась она в конце XIX века, когда открыли батальную мастерскую.
Думай, как лошадь! Делай, как лошадь!
Люди бегают по ипподрому, высоко поднимая колени. Так имитируют бег лошади. При этом между ног у каждого зажата игрушечная голова коня на палочке.
Такой спорт называется хоббихорсинг. «Прискакал» он из Финляндии, и в Санкт-Петербурге прижился. В 2019 году здесь зарегистрировали первую Федерацию хоббихорсинга.
«Они должны имитировать движение лошади, – объясняет президент Федерации хоббихорсинга Санкт-Петербурга Гавриил Морковкин. – Половина тела показывает движение животного, половина – всадника. Носок нужно тянуть вниз, спину держать прямо».
В городе на Неве и в Ленинградской области сегодня больше 50 наездников-хоббихорсеров. Скакать на лошадях на палочках приходят в основном из профессионального конного спорта. Благодаря игрушечным животным ребята могут лучше понять настоящих.
«Это дополнительная дисциплина, – говорит Гавриил Морковкин, – она развивает физическое состояние спортсмена. Плюс к этому, например, фигуру, которую они должны выполнить своими ногами, им потом легче выполнить при езде на лошади. Потому что всадники порой не понимают, что такое круг и как его правильно нарисовать, пока своими ногами не пройдут. А потом и на лошади могут».
Направления, которые вначале осваивают спортсмены – это выездка и конкур. В последнем нужно в галопе преодолеть препятствия в виде жерди. Ее поднимают от 40 сантиметров до полутора метров. При этом оценивают резвость, скорость, стиль и чистоту выполненных упражнений.
Есть на соревнованиях и визуальные стандарты для игрушечного коня. Во-первых, на него нужно обязательно надеть уздечку и поводья. Во-вторых, длина палки не должна превышать 50-ти сантиметров. Это для безопасности спортсмена. Чтобы при прыжке через препятствие «тело» коня на палочке не задевало жердь.
Спортсмены называют лошадь на палочке спортивным снарядом. Их можно купить в магазине или сделать самим. При этом, чем более натурально получится, тем лучше. Поэтому гриву стараются делать не из ниток, а из конского волоса.
«У нас дети шьют их самостоятельно, – говорит Гавриил Морковкин, – чтобы меньше в гаджетах сидели. Они сами выполняют выкройки, родители, конечно, помогают».
И для покупного, и для самодельного «коня» действует правило – у ездока на палочке должен быть… паспорт. К магазинным скакунам документы прилагаются, а лошадь в стиле «хэнд мейд» нужно зарегистрировать в Федерации хоббихорсинга и купить на нее свидетельство. В нем хозяин прописывает кличку, породу и пол игрушечного животного.