Войти в почту

Зачем России Крайний Север

Это открытие напоминает историю с самым знаменитым географическим открытием. До Колумба Америку посещали викинги, а на Северную Землю, как выяснилось впоследствии, приходили поморы в XIV–XVI веках. Но в обоих случаях первопроходцы не оставили документов. Колумб искал путь в Индию, а Вилькицкий на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» шел из Архангельска во Владивосток. Осознание важности Северного морского пути пришло в Россию еще столетие назад.

Зачем России Крайний Север
© Вечерняя Москва

В 1914–1915 годах Вилькицкий совершил первое сквозное плавание по Севморпути за две навигации с зимовкой на полуострове Таймыр. За одну навигацию Севморпуть впервые был пройден уже в СССР экспедицией академика Отто Шмидта в 1932 году. При этом пароход «Александр Сибиряков», выйдя из Мурманска, потерял во льдах Берингова пролива гребной вал и дошел до Петропавловска-Камчатского на самодельных парусах.

История Северной Земли связана со многими преданиями. Есть гипотеза, что в том же 1913 году архипелаг нашла пропавшая экспедиция Владимира Русанова, легендарного исследователя соседнего архипелага Новая Земля. Именно эта экспедиция легла в основу повести Каверина «Два капитана». Фамилия главного героя Татаринова явно отсылает к отважному исследователю Арктики, судьба которого до сих пор неизвестна.

Масштабное исследование архипелага Северная Земля было проведено в 1930-е годы экспедицией Николая Урванцева. Ученый стал прообразом профессора Николая Манцева из романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Именно Урванцев нашел богатые месторождения никеля, меди, платины на Таймыре, где построен город Норильск. В 1938 году ученого сочли вредителем и контрреволюционером и отправили в Норильск в качестве зека. Освобожден из лагеря он был в 1945 году и продолжил исследования Крайнего Севера.

Для России Крайний Север — стратегически важное направление. В Арктике находятся месторождения ценных ископаемых. Севморпуть по сравнению с Суэцким каналом позволяет сэкономить две недели пути. Число проводок год от года растет, уже 10 миллионов тонн, но пока мешает слабая береговая инфраструктура. Недавно принято решение о строительстве крупного завода «Таймыр СПГ» мощностью до 50 млн тонн.