Войти в почту

Где можно увидеть наскальную живопись — 5 мест в мире, где сохранились петроглифы

В России и за её пределами.

Где можно увидеть наскальную живопись — 5 мест в мире, где сохранились петроглифы
© Чемпионат.com

«Наскальная живопись считается одним из древнейших видов искусства. Первые рисунки, датированные каменным веком, встречаются во многих частях мира и обычно иллюстрируют либо бытовые сцены, либо культовые сюжеты. К некоторым петроглифам и геоглифам проложены туристические маршруты, другие же были открыты совсем недавно — по меркам истории, буквально вчера. О самых интересных расскажу ниже».

Петроглифы Беломорска и Онежского озера, Карелия

Около 100 лет назад в Карелии, близ города Беломорск, были обнаружены наскальные изображения, возраст которых предположительно составлял от 4 до 5 тыс. лет. Петроглифы Беломорья выполнены в технике гравировки, покрыты красной охрой и изображают людей, животных, лодки, сцены охоты и рыбалки. Некоторые из них достигают размеров до нескольких метров в длину.

Но самое известное собрание карельских изображений находится на мысе с пугающим названием Бесов Нос на Онежском озере. Своё имя мыс получил как раз благодаря петроглифу – двухметровому антропоморфному «бесу», обнаруженному христианскими монахами. Впрочем, «бес» ведёт себя мирно и охотно подпускает не только учёных-исследователей, но и туристов.

Рисунки в пещерах Сулавеси, Индонезия

На сегодняшний день самым древним наскальным изображением признана панорама охоты на целибесскую свинью, которая была найдена в одной из карстовых пещер на индонезийском острове Сулавеси. По мнению учёных, этому рисунку никак не меньше 43 900 лет! Впрочем, для этого региона почтенный возраст наскального искусства – скорее правило, чем что-то выдающееся. Поспорить с индонезийскими рисунками за право называться самыми древними с мире могут разве что австралийские, также посвящённые охоте. Но эпоха плюс-минус та же.

Петроглифы Чолпон-Ата, Киргизия

Недалеко от Иссык-Куля находится одно из самых загадочных и таинственных мест Киргизии – урочище Чолпон-Ата. Местные называют его Каменным садом. Ну а за пределами страны оно известно под менее романтичным, но куда более интригующим именем – петроглифы Чолпон-Ата. Как и когда на огромной территории в 4 га появились тысячи валунов с загадочными резными рисунками, точно никто не скажет. Скорее всего, их вынесло ледниками и селевыми потоками из горных ущелий хребта Кюнгёй-Ала-Тоо, где находились стоянки древнего человека.

На это указывают и сюжеты скальных изображений – в основном это бытовые сцены охоты и рисунки животных: оленей, горных козлов и снежных барсов. А на более поздних петроглифах чётко видны караваны верблюдов с погонщиками – очевидная примета Великого шёлкового пути. Бо́льшая часть валунов развёрнута на юго-восток и юго-запад, а потому учёные связывают их происхождение с проведением религиозных обрядов. На культовый статус указывают и необычные формы камней: среди глыб встречаются и кромлехи, и надгробные памятники, и балбалы – каменные изваяния с портретами предков. По альтернативной версии, Каменный сад – это ещё и огромная древняя обсерватория, созданная для наблюдения за небесными светилами.

Реалистичные изображения в Шове, Франция

В отличие от азиатской, европейская наскальная живопись не может похвастаться выдающейся историей: самым первым изображениям на континенте всего-то 25-30 тыс. лет. Но более поздние европейские рисунки отличаются потрясающей реалистичностью. Одна из выдающихся работ древнего изобразительного искусства «выставлена» в пещере Шове во Франции: это вновь изображения животных, но уже не схематичные, а вполне фигуративные. Стадо лошадей, быки и носороги – всех их легко узнать, не вчитываясь в информационные таблички. К тому же при взгляде на рисунки Шове складывается впечатление, что неизвестный художник не просто документировал быт, а намеренно оттачивал мастерство: головы лошадей, одно из классических изображений живописи, с каждой новой попыткой получались у него всё лучше и лучше.

Наскальные рисунки Гобустана, Азербайджан

По рисункам, которых в Гобустане не менее 6 тыс., легко отследить «эволюцию» сюжетов наскальной живописи. Начинается всё со сцен охоты и рыболовства, затем появляются танцующие люди и хороводы, а ещё позже – орудия труда (серп и плоскодонная лодка) и каллиграфия. При этом с течением времени рисунки становятся меньше, но сложнее. Выбивались они речной галькой по мягкому известняку, что было делом несложным, но интересным. Возможно, именно поэтому среди «серьёзных» сюжетов встречаются и ироничные – например, «автографы» древних авторов.