Сколько стоит любовь? Дмитрий Астрахан поставил "Даму с камелиями"

Казалось бы, ну зачем режиссеру Дмитрию Астрахану ворошить этот старинный роман Дюма-сына, сентиментальный, слащавый, замыленный многочисленными сценическими и киноверсиями, включая незабвенную "Травиату"?

Сколько стоит любовь? Дмитрий Астрахан поставил "Даму с камелиями"
© Российская Газета

Но оказывается, и в этом мелодраматическом сюжете можно отыскать смыслы, до сих пор прежними постановками отчетливо не проявленные. Театр на Трубной в этом убедил.

Несмотря на всю пышную красоту якобы "старинных" дамских нарядов, золоченых альковов и бесконечных букетов с камелиями и без (художник Дмитрий Логинов), спектакль явил нам, в сущности, весьма современную историю про типичную содержанку, которая вдруг отважилась предпочесть привычному блеску светской жизни искреннее чувство, пусть оно и вынуждает ее к весьма существенным жертвам.

Инсценировка, которую написал Дмитрий Астрахан, выводит на первый план те мотивы поступков персонажей, что отнюдь не очевидны при беглом чтении романа.

Так отец Армана Дюваля в блистательном исполнении Вадима Андреева - вовсе не циничный старик, который презирает продажную куртизанку и любой ценой пытается спасти "заблудшего" сыночка. Нет, он понимает страдания любящей души, даже стыдится своей миссии, но у него - дочь невеста! Связь сына с проституткой - это репутационный крах для всей семьи. И Маргарита Готье жертвует своей любовью к юному Арману, как пожертвовала бы собой любая порядочная умная взрослая женщина ради благополучия близких.

Фото: Петр Захаров

Валерия Ланская в главной роли, похоже, превзошла саму себя: безусловная красавица с ярким голосом и выразительной пластикой, привычная зрителям в мюзиклах и "мыльных" телесериалах, она предстала здесь еще и классной драматической актрисой. Все три часа, что идет спектакль, Ланская практически не сходит со сцены. Не поет! Но напряжение ее эмоций в каждую минуту действия не просто завораживает - оно так внятно передается залу, что многие зрительницы и впрямь не в силах сдержать слез. В душе Маргариты-Ланской идет борьба не только между золотом и чувством. Не только между привычной блестящей жизнью и невнятной перспективой "рая в шалаше". Нет!

Перед нами еще и борьба двух сортов любви: женщина "с прошлым" против пылкости влюбленного мальчишки. Здесь и страх постареть раньше возлюбленного, и опасение быть им брошенной, и желание сохранить гордость…Юный Сухраб Хайлобеков в роли Армана Дюваля в начале действа и впрямь не может предъявить ничего кроме гормональной горячки влюбленного юнца (это к концу спектакля он становится мужчиной, способным стать достойным своей любимой). А вот психологические изменения, происходящие в душе Маргариты Готье постепенно, с развитием романа, актриса Ланская показывает нам вполне отчетливо. Ее любовь к Арману поднимается от первого эротического чувства до самоотверженной, почти материнской нежности. И это - тот мотив, который в многочисленных интерпретациях романа Дюма-сына до сих пор отчетливо не звучал.

Вообще актерские работы в спектакле хороши. Прекрасен, например, Иван Мамонов в роли барона Анри Тюрена. Крупный, полноватый артист, кажется, специально демонстрирует свою стать, чтобы создать образ этакого сытого нувориша, не гнушающегося ни связями с бандитами, ни грязными комментариями по адресу "любимой" ("Честь дамы? Это вы о чем, молодой человек?"), ни откровенным приматом плоти над духом.

Хороши и второстепенные персонажи - толстушка Нанина (Елизавета Карякина), мадам Дювернуа (Джульетта Шабанова), маркиз Мартинвель (Владимир Шульга).

Словом, театр явил нам классический "спектакль о любви". При этом вполне отчетливо показав, какую высокую, порой непомерную цену приходится платить за это чувство. Во все времена.