«Махровый либерал», родственник Сталина: кем был Николай Сванидзе
В Москве на 70-м году жизни умер журналист и правозащитник Николай Сванидзе. Он начинал карьеру телеведущим, стоял, по мнению многих, у истоков современной политической журналистики, позиционировал себя «махровым либералом» и ярым антисталинистом. Из-за позиции по СВО, как он сам считал, его исключили из Совета по правам человека. Николая Карловича называли лицом эпохи, он продолжал оставаться в медиапространстве, несмотря на новые реалии. Чем запомнился Сванидзе — в материале NEWS.ru.
Кем был Сванидзе до телевидения
Николай Сванидзе родился 2 апреля 1955 года в Москве. Он происходил из довольно известной семьи грузинских партфункционеров, к которой, по слухам, принадлежала первая жена Иосифа Сталина — Като Сванидзе. Однако сам Николай Карлович опровергал это, допуская, что если и находился с ней в родстве, то очень дальнем.
В середине 2000-х журналист, попробовав себя в качестве киноактера, снялся в историческом сериале Олега Массарыгина и Миры Тодоровской «Жена Сталина» в роли Александра Сванидзе — брата Като.
Дедом журналиста по отцовской линии был революционер, а после 1917 года ответственный советский работник Николай Сванидзе, в разные времена занимавший руководящие посты в Закавказье и Украине. Старой большевичкой была и бабушка по материнской линии, а отец Николая Сванидзе занимал пост заместителя главного редактора Политиздата — издательства политической литературы ЦК КПСС. Наименее связанной с советским официозом была мать журналиста — Аделаида Анатольевна. Она была известным историком-медиевистом, а также исследователем урбанистики и поэтессой.
Будучи выходцем из интеллигентской семьи, Николай Карлович входил в круг «золотой» советской молодежи. Он получил образование в престижной московской школе № 56, выпускниками которой также были писатель Эдуард Успенский и ученый Валерий Легасов, занимавшийся ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС (его имя школа носит сегодня). Далее Сванидзе поступил на истфак МГУ, после окончания которого устроился младшим научным сотрудником в Институт США и Канады АН СССР (сегодня — Институт США и Канады РАН).
В МГУ он обучался вместе с другими будущими звездами постсоветской общественно-политической тележурналистики — Михаилом Осокиным и Владимиром Кара-Мурзой — старшим. Одновременно с ним курсом младше учился еще один знаковый персонаж российского телевидения 1990-х Евгений Киселев (внесен Минюстом РФ в список иноагентов), который на излете перестройки пригласил университетского приятеля на новый телеканал РТР.
Чем запомнился Сванидзе на ТВ и радио
На телевидении Сванидзе начинал как комментатор новостей, затем стал ведущим авторской программы «Подробности» а в середине 1990-х короткое время был председателем холдинга ВГТРК.
Также Сванидзе вел информационно-аналитические передачи «Исторический процесс», «Зеркало», «Клуб сенаторов», «Исторические хроники», «Реплика», «100 лет назад» и «Красный угол». Последнюю он некоторое время вел вместе с ныне депутатом Госдумы Виталием Милоновым.
«Николай Карлович, безусловно, стоял у истоков российской политической журналистики. Высочайший профессионал был. Да, у нас с ним были диаметрально противоположные точки зрения иногда, но этот человек... Судя по тому, как я с ним беседовал, это был государственного подхода человек», — говорит в беседе с NEWS.ru Милонов, добавив, что вспоминает о Сванидзе «с теплом и добротой».
Работал Сванидзе и на радио, был ведущим «Серебряного дождя» и частым гостем «Эха Москвы». Бывший главред «Эха» Алексей Венедиктов (внесен Минюстом РФ в список иноагентов) рассказал NEWS.ru, что Николай Карлович принадлежал к школе старомодной журналистики и постоянно аргументировал, а не декларировал свое мнение. По мнению Венедиктова, программа «Исторические хроники» должна стать предметом изучения в старших классах любой школы.
Чем занимался Сванидзе помимо журналистики
В последние годы Сванидзе занимал должность завкафедрой журналистики РГГУ и до 2022 года был директором Института массмедиа и рекламы РГГУ.
Николай Сванидзе также был общественным деятелем, правозащитником и называл себя «законченным, махровым либералом». Одной из главных тем его высказываний в медиа была критика репрессий в СССР и антисталинизм. За свои убеждения он готов был в буквальном смысле биться. Подтверждение этому — инцидент 2018 года на радиостанции «Комсомольская правда» с журналистом Максимом Шевченко. Сванидзе поспорил с ним о роли Иосифа Сталина в Великой Отечественной войне, а закончилась их дискуссия дракой в прямом эфире.
Сванидзе входил в состав Общественной палаты России и президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека. Из СПЧ его в 2022 году вывели вместе с журналисткой Екатериной Винокуровой, правозащитником Игорем Каляпиным, завкафедрой психологии личности МГУ Александром Асмоловым, директором информационно-аналитического центра «Сова» (внесен Минюстом РФ в список иноагентов) Александром Верховским, советницей уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Натальей Евдокимовой, завкафедрой новых медиа и теории коммуникации МГУ Иваном Засурским и федеральной судьей в отставке Галиной Осокиной.
В беседе с NEWS.ru Николай Сванидзе связывал случившееся с позицией исключенных членов СПЧ: «Это связанно, несомненно, с нашей антивоенной позицией, с непослушанием. Президент имеет право проводить ротации, но я давно этого ждал в отношении меня. Думаю, и мои [исключенные] коллеги тоже этого ждали».
Сванидзе был также последовательным противником смертной казни и оппонентом русского национализма, выступал против искажения исторических фактов (в 2009–2012 годах входил в президентскую Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории).
Член СПЧ Ева Меркачева вспоминает, как в последней их беседе Сванидзе признавался, что его позиция — «человек превыше государства» — остается неизменной.
«При такой позиции кажется вполне естественным, что он многие годы занимался правозащитной деятельностью. Но сам он не считал себя полноценным правозащитником: „Я не могу помогать любому. Я не могу заставить себя помочь фашисту, убийце, насильнику. А надо, потому что они все нуждаются в защите, если не соблюдаются их законные права. Да, он убийца, но он уже наказан, он сидит, и нельзя его мучить“», — вспоминает слова Сванидзе Меркачева.
Что известно о проблемах со здоровьем Сванидзе
В 2023 году сообщалось, что Николай Сванидзе попал в больницу с отеком легкого, сепсисом и септическим шоком. Позже бывший член СПЧ Игорь Каляпин рассказал, что телеведущего вывели из искусственной комы, хотя его состояние тогда оставалось тяжелым. Глава Союза журналистов России Владимир Соловьев сообщал, что Николая Сванидзе перевезли на лечение в израильскую клинику. По его словам, состояние здоровья общественного деятеля улучшилось.
Также в 2023 году сообщалось, что у Сванидзе диагностировали хроническую ишемию головного мозга и гипертонию третьей стадии.
Он умер вечером 11 сентября 2024 года в своей квартире на улице Маршала Василевского. По данным Telegram-канала Mash, причиной смерти стала пневмония. Журналист скончался в присутствии медиков, которые приехали к нему в 22:30. До этого он жаловался на проблемы с дыханием, кашель и высокую температуру. Однако от госпитализации отказывался. Издание LIFE.ru со ссылкой на Telegram-канал SHOT сообщало, что в заключении о смерти Сванидзе говорится, что он умер от острой сердечной недостаточности.
Читайте также:
«Привыкли к холопству»: что Сванидзе говорил о русских, мигрантах, СВО
Умер Николай Сванидзе: болезнь, чем занимался, последние дни
«Классный дядька был»: Собчак высказалась о смерти Сванидзе
Познер отреагировал на смерть телеведущего Николая Сванидзе
«Войдет в историю с большим знаком плюс»: Сванидзе о Горбачеве