На каких произведениях выросли нынешние герои СВО
Загадка: как становятся героями. Такими, настоящими, с Золотой звездой на груди. Конечно, дело в обстоятельствах истории и поворотах жизни. Но есть ведь и что-то еще - необъяснимое: из этих самых равных обстоятельств или поворотов каждый выходит по-своему - кто как умеет, как воспитан, у кого что на уме или за пазухой.
Конечно, нет универсальной формулы.
Вот помните парадоксальные слова героя из "9 роты"? "Красота - это когда нет ничего лишнего, никакой шелухи. А на войне только жизнь и смерть. И ничего лишнего". Вот в этом смысле, вызывающе и резко, как сказал в картине Федора Бондарчука солдат по кличке Джоконда, "война - это красиво". Обнажает в человеке суть.
И все-таки вопрос - пусть даже и простой, наивный: может, будущих героев с детства приучили к правильным кинокартинам, может, им давали правильные книжки? Что они читали и читают и кого цитируют при случае? Об этом я и расспросил героев нынешней СВО.
Герой России Расим Баксиков, водитель-механик экипажа танка "Алеша"
Фото: Из личного архива
(Дал бой и разгромил целую колонну бандеровской бронетехники)
Авторы любимых книг: Братья Стругацкие, Джоан Роулинг, Борис Васильев, Александр Твардовский, Михаил Шолохов.
Сорок минут экипаж танка Т-80БВ бился на запорожском поле против двух вражеских танков и шести бронемашин. Оператор беспилотника, компьютерный фанат, следивший за сражением, рыдал: "Ой, как хорошо, у меня аж мурашки!" Видео уже год в топе в рубрике "спецоперация". Танк стали называть с подачи оператора "Алешей" - хотя у него на самом деле позывной "Дед Мороз". Но дело же не в позывном.
"Ни о чем не думаешь в такие моменты, просто работаешь". Командир роты Расим Баксиков перед тем выездом заменил раненого механика-водителя. Так сошлось.
Русскоязычной семье Расима Баксикова в начале 1990-х пришлось переселиться из Казахстана в татарское село под Казанью. Так вышло. Рос, не вылезая с грядок, помогал родителям - приходилось выживать. Зимой сидел все время с книжками. Совсем не про танкистов. А про что?
"В основном читал фантастику и фэнтези, любил миры братьев Стругацких - по их разнообразным вселенным легко путешествовать: там всегда побеждает справедливость. Очень нравилось читать про Гарри Поттера. Но лет в четырнадцать открыл "А зори здесь тихие" Бориса Васильева - любимую книгу".
Потом смотрел кино, экранизацию Станислава Ростоцкого. Подростком усвоил: человеком на войне оставаться непросто - но иначе не выжить. Старшине Васкову, принявшему в повести Васильева "Неравный бой", было тридцать два. Старлею Баксикову - 34. Две фразы из книги помнит наизусть. "Смел только тот, у кого правда. А у кого нет правды, тот просто нахален, вот и все". И вторая: "Человек выше смерти. Выше".
- А как нужно снимать и писать об СВО?
- Правдиво, - отвечает Баксиков, - Да, пусть людям не спится после книг и фильмов о войне, но зато это будет честно. Все, что по правде, - остается. Как книга Васильева и фильм Ростоцкого.
Сегодня Расим Баксиков преподает в Казанском танковом училище. Когда курсанты спрашивают, что бы почитать, называет обязательно еще "Василия Теркина" Твардовского и "Они сражались за Родину" Шолохова.
Герой России Рустам Сайфуллин, командир инженерного-саперного полка
Фото: Из личного архива
(В мае 2022-го подорвался на мине, но продолжил под обстрелом восстанавливать переправу)
Любимые авторы: Борис Полевой, Александр Фадеев.
Таксист открыл перед Рустамом Сайфуллиным дверь, а потом еще попросил сфотографироваться с ним. Если б не видел сам - не поверил бы. В столичном воздухе, наверное, что-то меняется. Если приятнее гордиться тем, кто защищает Родину, а не мелькает в развлекательных ток-шоу.
Полковник Рустам Сайфуллин командовал восстановлением переправы через реку Северский Донецк в ЛНР. Била вражеская артиллерия, скидывались запрещенные фосфорные бомбы. Одна из мин разорвалась под ногами. "Смотрю, два фонтана из вен бьют". Одну ногу затянул жгутом, другую - ремнем от автомата. Еще час занимался переправой, по которой должны были пройти наши войска. Только когда мост был готов, Сайфуллин согласился эвакуироваться. Выжил. Было 13 операций. Потерял правую ногу, и голеностопный сустав на левой.
Спорт и борщи любимой жены сотворили чудо - сегодня и не скажешь, что он на протезе. При мне в спортзале, не моргнув, отжал штангу пять раз по сто кг…
О любимой книге - сходу: "Повесть о настоящем человеке". Читал еще мальчишкой в своем селе под Тюменью - когда не нужно было помогать родителям по хозяйству. История Мересьева из книги для него перплелась с судьбой деда Рустама, ветерана Великой Отечественной: оба ему с детства были образцом и идеалом.
Сайфуллин рассказывает: "Я часто теперь провожу Уроки мужества в школах и в вузах, и всегда говорю молодым - почему у американцев есть супермен, человек паук, Бэтмен, Халк? Да потому что у них не было Маресьева, Матросова, Зои Космодемьянской, не было "Молодой гвардии". У них придуманные супергерои - у нас настоящие.
У Полевого профессор говорил летчику Мересьеву, потерявшему обе ноги: "Неизлечимых болезней на свете нет, как и безвыходных положений". Сайфуллин в этом и не сомневается: "Наша огромная страна как крепость, в которой каждая национальность - кирпичик, а раствор, который соединяет кирпичики, - наше единство. Когда раствор сильный, стену никто не пробьет".
Кстати, на Родине Рустама, в Тюмени, стали издавать книги о героях России. Одна из первых - "Страна героев. Рустам Сайфуллин" - разошлась тиражом в тысячу экземпляров.
Позывной "Прометей", снайпер-легенда, награжденный орденом Мужества и медалью "За отвагу". Имя открыть пока нельзя.
(В самом начале СВО подразделение десантников под его командованием остановило батальон с танковой ротой. Неоднократно с ротой или взводом в 10-20 человек отражал атаки превосходящих сил противника. После ранения глаза, переучился стрелять на другой, и вернулся на фронт).
Любимые авторы: Валентин Пикуль, Юлиан Семенов, Вадим Кожевников, Василий Ардаматский.
Снайпер - профессия человеколюбивая. Отсюда и позывной "Прометей": "Я очень люблю людей, даже несмотря на то что некоторые меня предают". И у него, как заповедь: "Окружи себя людьми, которые лучше, чем ты, и сам станешь лучше".
А как же ненависть к врагу? "Скорее - жалость. Наши люди отличаются от остальных тем, что в нас ненависти нет, мы всех быстро прощаем. Мы любим мир и строим мир. Чтобы мы начали воевать, нас надо очень сильно обидеть".
Скажите после этого, что на войну идут лишь люди неглубокие. Откуда что взялось?
"Мои родители военные, но умудрялись и в театр меня водить, и хорошее кино показывать, и следить, чтобы я занимался спортом и учился, не теряя времени на ерунду, - объясняет "Прометей". - Что касается книг, сначала просто заставляли читать, а потом меня уже было не оторвать".
Не всякий вспомнит Василия Ардаматского и его книги "Возмездие" и "Сатурн почти не виден", по которым снимали популярные советские фильмы о разведчиках. А "Прометей" помнит. И не только Ардаматского.
"В нашей роте, которой я командовал, еще все зачитывались Пикулем, мой любимый у него роман "Реквием каравану PQ-17" - с одной стороны это о трагических событиях времен Великой Отечественной войны, но с другой, это о настоящих героях".
На фронте "Прометей" открыл для себя еще книгу "Ванька-ротный" участника Ржевской битвы и инвалида Великой Отечественной Александра Шумилина. Непростые воспоминания о непростых событиях. А что еще читает или смотрит снайпер "Прометей"?
"Обожаю фильмы о космосе Кристофера Нолана. Я стал увлекаться всеми этими черными дырами, созвездиями, временными петлями... Это отвлекает. Если о войне только постоянно думать, то можно же с ума сойти".
В госпитале, где мы с "Прометеем" и встретились, он пересматривал "Интерстеллар". "Это о любви, способной преодолевать пространство и время". Без этого солдату никак.
Сербский снайпер Деян Берич
Фото: Из личного архива
(Воюет на Донбассе с 2014 года)
Любимые авторы: Иво Андрич, Эрнест Хемингуэй, Михаил Шолохов, Владимир Высоцкий.
Серб Деян Берич на донбасском фронте давно - воевал так, что за ним лично объявляли охоту неонацисты, но всегда он их встречал первым и в тех местах, где они его совсем не ждали. Попадал в плен, получал тяжелые ранения. Свою войну с неонацистами он даже в книге описал - но говорит, что сжег, как Гоголь второй том "Мертвых душ": время не пришло. А вот книга его об обороне Косово вышла - называется она "Когда мертвые заговорят".
Дедушка его освобождал Белград от немецких фашистов вместе с красноармейцами. Часами рассказывал внуку о русских с большим и храбрым сердцем. Так что он с детства привык читать русских писателей. "Что такое русский человек, я узнал из "Тихого Дона" Шолохова, этот роман повлиял на мое решение уехать из Сербии в Россию, в нем вся глубина русской души, русского человека".
Среди любимых - фильмы о югославских партизанах. Иногда и сегодня пересматривает "Битву на Неретве" с нашим Сергеем Бондарчуком, или "Пятое наступление" - где тот же Бондарчук был среди сценаристов.
Любимый Деяном югославский писатель Иво Андрич - лауреат Нобелевской премии по литературе 1961 года - говорил: "Все истории мира - это одна история о сути человеческого существования". Разве не рифмуется это со словами Достоевского: "Жить - значит сделать художественное произведение из самого себя"?
Книга Андрича "Мост на Дрине" - будто про нынешний мир: "И как в истории не раз уже бывало, насилие, грабеж и даже убийство снова получили молчаливую поддержку, лишь бы они совершались во имя высших интересов, под флагом соответствующих лозунгов и применительно к немногочисленной группе людей определенного круга и убеждений"
Сегодня Деян не воюет, занимается с семьей фермерством в Подмосковье, ведет свой блог. Когда неонацисты напали на Курскую область, тут же поехал к границе, как многие другие добровольцы. Он искренне уверен: добровольцы наши едут, потому что помнят "Балладу о борьбе" русского поэта Высоцкого". Или хотя бы раз, но где-то слышали те строки: "Если, путь пpоpубая отцовским мечом, / Ты соленые слезы на ус намотал, / Если в жаpком бою испытал, что почем, / Значит, нужные книги ты в детстве читал"…