Войти в почту

От "Курочки Рябы" до кровавого ужастика. Читаем сказки Омского Прииртышья

Как набрать аудиторию на сказках, где найти упоминание об исчезнувшем государстве Центральной Евразии и в чём горе бабушки, которая села в чужие сани, - читайте в нашем материале. Во времена, когда все истории начинаются не в тридевятом царстве, а в мегаполисе, молодильные яблочки заменили на уколы красоты, а волшебный клубочек с путеводной нитью теперь называют навигатором, мы всё ещё хотим верить в сказки. Правда, быстрый темп жизни, изобилие информации диктуют тренд на остросюжетность. И тут самое время напомнить, что в сказках Омского Прииртышья можно найти настоящий хоррор. В Государственном центре народного творчества готовятся презентовать сборник детских сказок, собранных в деревнях и сёлах нашего края. А мы тем временем решили узнать, пришлись ли по душе истории предков омичам, зачем нужны сказки детям сегодня и какие инсайты старые сибирские сюжеты открывают нашему поколению. В 1956 году во время одной из экспедиций омский краевед Иван Коровкин услышал горькую историю одной деревенской старушки. Классика жанра - мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало. Продолжение сюжета поведала собирателю фольклора уроженка Большеуковского района Анастасия Степановна Кожемякина - сказочница, чьи истории приходила слушать вся деревня. Такой преданной аудитории позавидовал бы любой современный артист. В одной из своих работ Иван Коровкин восклицает: "Где она их только не рассказывала! И в избе за прялкой, за шитьём, и у двора - на лавочке, на бревне - в праздничный день, и в бане, когда летом вечером бабы "куделю чесали", и на гулянках". Судьба Анастасии Степановны была далеко не сказочной. Отец её был деспотом, пьянствовал, избивал жену, доставалось и детям. В разговоре с Коровкиным женщина рассказывала: "Как с охоты придёт, неделю гулят. Раз так избил мать, что та кровью исходила. И трезвый бил её и издевался всяко над нами. Возьмёт ночью выпустит коней поить на реку (хотя мы говорим ему, что напоили), они уйдут, мы с матерью идём искать. А то придёт пьяный, поставит меня, пятнадцатилетнюю, на колени, и я стою минут пятнадцать". После замужества жизнь Анастасии Степановны легче не стала, приходилось работать день и ночь, чтобы прокормить семью. Как тяготы жизни, так и фольклор был с женщиной до самой её смерти. Одна из историй, которую рассказывала Кожемякина, - сказка "Бабушкино горе", её сегодня и прочитаем вместе. В ЧЕМ МОРАЛЬ СКАЗКИ? - История соединила в себе два сюжета: история про "Курочку Рябу" и "Теремок". Это кумулятивная сказка, то есть эпизод повторяется по мере развития сюжета. Скорее всего, эту историю сказочница рассказывала, чтобы повеселить слушателей, рассмешить их несуразным сюжетом, - рассказала доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и культурологии ОмГПУ Наталья Козлова. ПОЧЕМУ БАБУШКА РЕШИЛА ПОЕХАТЬ С НЕЗНАКОМЫМ МУЖЧИНОЙ НА САНЯХ? - Часто в сказках бывают немотивированные персонажи. Вот и этот мужик взялся откуда-то и дал ей саночки волшебные прокатиться, а она и ими не смогла воспользоваться, так как бабушка несуразная была. Говорю же, сказка шуточная. - Наталья Козлова Шуточная сказка стала для учеников Любинской детской художественной школы вдохновением для серьёзной работы. Сначала выбор эпизода, затем погружение в материал, эскизы... По словам Дениса Мохирева, после создания иллюстрации к сказке он ощутил едва ли не магический эффект: почувствовал себя художником, многому научился и обрёл веру в себя. - Мы изучали, как рисовать человека, животных. Смотрели, какие раньше были избы, как одевались люди, как украшали свой дом. Так и я попробовал, как они, это сделать. Результат - узоры и росписи в моей работе. Это же сказки народные, поэтому мы в свои изображения рисовали, как в народе рисуют, ну, конечно, ещё своё немножко добавили. Что касается сказки, то она учит не расстраиваться, тогда всё будет хорошо. Из-за того, что бабушка была добрая, но у неё случилось горе, она совершила ошибку: села в сани с незнакомым мужчиной, а потом их съел медведь. Если бы она не расстроилась, этого бы не было , - сказал корреспонденту "Омск Здесь" Денис. Денис ещё в начале своего творческого пути, но уже точно знает, что будет поступать в художественный колледж. На вопрос хочется ли связать свою жизнь с изобразительным искусством, уверенным "да" отвечает и Ксения Сердюк. - Мне понравился момент, когда мишка встал на сани четвёртой лапой, а звери разбежались. Он это сделал, потому что хотел ехать один. Жалко бабушку, она в сказке добрая. И если бы бабушка не села в сани, то она была бы жива, - отметила юная художница. Глобальный подход к сказке нашёл миниатюрист Анатолий Коненко. "Сибирский Левша" разглядел в этой истории намёки об исчезнувшем государстве Тартарии. Некоторые исследователи считают, что на территории Центральной Евразии существовало гигантское государство, дробившееся на множество провинций, но подчинявшееся центральной Великой Тартарии со столицей, расположенной на территории современного Тобольска или же Омска. Почему это государство исчезло и не значится на страницах летописей, остаётся загадкой. - Это изумительная вещь! Там в самом начале говорится про курочка-тар-тарарушечка, а Тартария - это целая страна. Я думаю, что эта сказка была написана, чтобы знания об этом государстве не пропали, ведь в нашей истории про него ничего нет. Карты Тартарии есть, значит она была. Но вот как она погибла и из-за чего она погибла? Мне кажется, ответ можно найти в сказке. Лиса и волк - хищники, которые хитростью, коварством, обманом, может быть, смогли завладеть частью этой страны. А бабушка и заяц - это олицетворение света, они бесхитростные, и за это поплатились. Может быть, они не смогли найти консенсус, и всё было разрушено. Мы должны понимать, кому помогать, а кому нет. Это я говорю про глобальный уровень. Ещё важно отметить, что яйцо в сказке не разбилось, а изломилось. То есть Тартария не разбилась вдребезги, она изменилась. А причина кто? Да вот эта серая маленькая мышка. Есть же цивилизация "серых", тех, кто лишён сострадания, любви и жалости к ближнему. И вот мировые вещи происходят не без их помощи, - рассказал Анатолий Коненко. Каждый находит свой шуточный или сакральный смысл в фольклоре. В сказке можно разглядеть ещё одни смыслы, более приземлённые, но не менее важные сегодня - экология общения. Случайные попутчики вашей жизни могут стать близкими и даже родными, как заяц, или же корыстными, как волк и лиса, которые не сделали бабушке ничего плохого, но при этом на санях с ней покатались, вероятно, ради своей выгоды. А ещё на пути может встретиться медведь, который не разделит вашей доброты душевной, и если этого вовремя не заметить, то "задушить" вас ему не составит никакого труда. Слезами горю не поможешь, да и сани не спасут. Сильным будь, найди опору, и всё будет хорошо! Фото рисунков предоставлены Государственным центром народного творчества Омской области, изображения созданы с помощью Midjourney

От "Курочки Рябы" до кровавого ужастика. Читаем сказки Омского Прииртышья
© Омск Здесь