Войти в почту

Новая экспедиция "Северный полюс-42" стартовала в Арктику

В Мурманске дан старт экспедиции "Северный полюс-42". Она отправилась в самую северную часть планеты на уникальном судне - ледостойкой самодвижущейся платформе (ЛСП) "Северный полюс". Задача команды ученых и полярников Арктического и антарктического научно-исследовательского института - открытие и работа новой дрейфующей станции "Северный полюс-42".

Новая экспедиция "Северный полюс-42" стартовала в Арктику
© Российская Газета

Это уже вторая экспедиция на платформе. Первая - СП-41 - началась два года назад, время дрейфа составило полтора года. Создание этого судна дало возможность ввести принципиально новый формат дрейфующей станции. Не только палатка легендарных папанинцев, но и вполне уютные домики на льду их последователей - уже прошлое. ЛСП доходит до нужной льдины (ее очень тщательно выбирают), швартуется к ней, вмерзает и дрейфует вместе с ней.

Полярники живут на судне, работают как на судне, так и в ледовом лагере. Запуск ЛСП фактически дал возможность для постоянных научных исследований в Центральной Арктике. После окончания ЛСП возвращается на материк, где проходит техническое обслуживание и снова выходит в рейс. СП-41 вернулась в мае этого года. И, как видим, через три с лишним месяца уже готова к новому походу.

Обозреватель "РГ" Татьяна Тюменева участвовала в открытии станции СП-41. И теперь снова направляется в Северный Ледовитый - на СП-42. И, конечно, как только вступила на борт, сразу обошла судно. Все по-прежнему. Но уже и не совсем так. Судно обжито. Чувствуется, что здесь до нас были люди. Вроде и мелочи - бельевая веревка в каюте от предшественника, в библиотеке - уже разложенные книги, вывешенные рисунки в конференц-зале. И - идеальная чистота. Как и на СП-41 (уборщиц, кстати, в штате нет, члены экспедиции все делают самостоятельно).

Поднимаемся на капитанский мостик. Знакомиться с капитаном - не нужно. Сергей Александрович Дячкин вел ЛСП к льдине и в тот раз. Считает, что ему очень повезло. Многие капитаны за всю свою жизнь так и не сходили в море на совершенно новом судне. А он - сходил на новом судне, да еще в экспедицию столь необычного формата. Стал первым капитаном на "Северном полюсе".

Льдину толщиной 1,5 метра для дрейфа "СП-42" еще предстоит найти. Фото: Арктический и антарктический НИИ

Успех любых экспедиций зависит от настроя полярников, их профессионализма, удачи (а отважным, как мы помним, везет) и... насколько вкусно кормит повар. На ЛСП - отменно. А как иначе, если снова шеф-поваром идет на корабле Анжела Францевна Царева (мы с ней давно на "ты", а все равно зовем ее по имени-отчеству, уж очень величественно звучит).

Анжела Францевна на ЛСП третий раз. "Как третий? Судно выходит только во вторую экспедицию", - спросите вы. Но у Царевой свой путь. С СП-41 она уехала в первую ротацию, вернулась на СП-41 во вторую. Теперь она - действительно третий раз на ЛСП. Как всегда с улыбкой, всегда позитивна. Есть еще полярники, бывшие на СП-41, но большинство все-таки на ЛСП впервые.

Работа станции "СП-42" может продлиться до 2026 года. Пройдя в свободном дрейфе весь приполюсной район, она завершится с выходом на открытую воду

И в этот раз не берут с собой на борт собаку. Егеря - да, обязательно. Белый мишка - это очень серьезно. В прошлый раз взяли пса Бурана, быстро превратившегося в любимца всей экспедиции, которого кормили как в санатории. Итог - пес хотел жить только на борту и подрастерял необходимые в краю медведей качества.

Знакомимся с начальником экспедиции. Александр Юрьевич Ипатов. За плечами - несколько СП традиционного формата. С собой на ЛСП взял... куртку летчика. Это не талисман, это удобно, но воспоминания действительно навевает. Такие кожаные куртки выдавали полярникам много лет назад. Начальник экспедиции уверен, что подходящая льдина будет найдена.

Конечно, о толщине метра в 3-4 (как в минувшем веке) ныне думать не приходится. Изменение климата произошли существенные, так что и 1,5-2 метра - уже хорошо. Главное, чтобы подольше продержалась. Ведь необходимость свертывания ледяного лагеря влечет за собой прекращение исследований на какое-то время. А желательно не делать никаких перерывов.

Что сложностей полярникам хватит - можно не сомневаться. Но очень поможет опыт предшественников с СП-41 и личный опыт каждого. Специалисты Арктического и антарктического НИИ, находящиеся на борту, бывали в самых разных точках самого севера и самого юга планеты.

Хорошего дрейфа! К слову, маршрут СП-42 априори будет неповторим. Двух полностью совпадающих маршрута дрейфующих станций не может быть в принципе. Каждый - уникален и зависит исключительно от природных явлений. Так что вполне можно сказать: полярники будут и там, где до них не был никто.

Прямая речь

Александр Макаров, директор Арктического и антарктического НИИ:

- В период дрейфа ученые соберут обширный массив данных о состоянии природной среды. Он расширят наши представления о процессах, протекающих в Арктике, и могут быть использованы для принятия ключевых стратегических решений.

В том числе - относительно строительства ледокольного флота, развития навигации на трассе Северного морского пути, перспектив ведения рыболовства и иной хозяйственной деятельности. На сегодня только Россия может проводить такие длительные комплексные работы в высоких широтах арктического региона.

О первой экспедиции ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику. Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.