Как сельский энергетик из Татарстана стал изготовителем старинных инструментов
Что современный человек знает о гуслях? Подавляющее большинство не знает ни-че-го! Разве только те, кто уроки литературы не прогуливал, вспомнят, что на них играл былинный Садко. А ведь инструмент этот уникальный, и стоит он особняком в ряду других, по крайней мере, в русской музыкальной культуре. И не только музыкальной. Ведь о гуслях слагались легенды и сказания, сохранившие для нас образы героев Древней Руси. Гусли - своего рода носитель культурного кода, как теперь принято говорить. Это вам не просто струны перебирать.
Из "Медвежьего угла"
Владели гуслями не только сказители да скоморохи, но и оплот земли нашей - богатыри. К примеру, Добрыня Никитич слыл за гусляра-виртуоза. Есть такие и в наши дни. Михаила Вырина, основателя и лидера известной казанской фолк-группы "Медвежий угол", пожалуй, можно отнести к сказителям-скоморохам.
Музыкант владеет гуслями уже порядка десяти лет, использует инструмент в своем творчестве. Это вполне логично, исходя из направления его деятельности. А вот человека, с которым меня познакомил Михаил, можно отнести к богатырям русским. И дело здесь не в каких-то невероятных внешних и физических данных, а в том, что на таких, как говорится, земля держится. Они обладают волшебным даром уметь все и вся.
- Были у меня гусли. Мастерская довольно известная, а инструмент - халтура. Не звучал. Я их уже выбросить хотел. Обмолвился об этом Давыдычу. А он мне: "Зачем выбрасывать? Мы их полечим". Через неделю я получил совершенно другой инструмент. Это реально мастер! От бога. Ведь никакого ни музыкального, ни столярного образования у него. Живет в Пестрецах, работает энергетиком, а гусли просто удивительные делает, - рассказывал Михаил Вырин про своего товарища.
Лучшей рекомендации, чтобы позвать журналиста в дорогу, и не надо. В жизни многое начинается с "однажды". Вот и пестречинец Дмитрий Давыдов не миновал этого.
Из чего рождаются его гусли - это особая тема. Кажется, что Дмитрий может заставить звучать любой подходящий кусок дерева
- Однажды, лет шесть назад, проснулся я утром и понял, что хочу играть! И не просто так, а что-то исконно народное. При этом единственная попытка овладеть музыкальным инструментом была лет в восемь - родители "отдали на баян". Но я лишь год прозанимался. Научился пиликать "Голубой вагон", и все, - признается Дмитрий.
Беседуем на веранде его дома, где все, включая мебель, до последнего гвоздя сработано хозяином. Фоном разговора звучит струнный перебор. Это лидер "Медвежьего угла" тестирует накануне построенный инструмент. Давыдов гусли именно строит. Сказывается строительное прошлое.
Охоту играть попытался сбить балалайкой, но не хватило звука. И тут в интернете наткнулся на ролик про гусли. Их звук сразу покорил его, а дело решило заверение, что, несмотря на девять струн, это простой инструмент и научиться играть на нем можно довольно легко. Вроде как первый наигрыш осваивается в течение пятнадцати минут. Это повернуло жизнь энергетика Дмитрия Давыдова в новое, музыкальное, русло.
Как в руку ляжет
Следующим этапом на этом пути стала покупка гуслей и обучение игре на них в онлайн-школе. Полугодовой курс новоявленный гусляр освоил за три месяца, потому как вместо плановых 15 минут занятий в день играл, пока ногти не сотрет. Сам инструмент понравился, а вот его звук - нет.
- Не звучали мануфактурные гусли так, как душа просила. Вот и решил свои построить, - признается Дмитрий и ставит себе на колени гусли. С ними он себя чувствует увереннее и комфортнее.
Первый инструмент смастерил по общедоступным в интернете схемам. Гусли по факту были, но все же не звучали. Технические стандарты соблюдены, а результата нет. Хорошо, что в этот период отчаяния нашелся человек, который сказал: "Не прекращай, строй следующие, они заиграют". А на вопрос "Как строить-то?" ответил коротко и так емко, что это стало девизом на будущее: "Как в руку ляжет". Так гусляры-игроки становятся гусельниками - мастерами по изготовлению инструмента.
Вот что из этого получилось:
- Как раз в это время мы разбирали старый, еще прадеда, дом. Здесь же в Пестрецах. И там мне приглянулись доски - сучкастые, здоровые такие. Вот одну из них и пустил на строительство второго инструмента. И он неожиданно запел. И не просто, а колоссально! Тут уж я в сторону отложил фабричные гусли и стал играть на своих. Тогда еще в онлайн-школе учился. Люди увидели, услышали, оценили... Вскоре один из них сделал первый заказ мне. Я сперва опешил от такого предложения: "Какой инструмент? Ты с ума сошел что ли?" Но потом обмозговал все и решил, а почему бы и нет?!
На постройку первых гуслей на заказ у Дмитрия ушло недели полторы. Теперь управляется за день: "Ушел в шесть утра в мастерскую - в десять вечера уже играю на новых гуслях".
Ступенька заиграла
Но вопрос не только и не столько в технологии. До того как ее применить, мастер порой месяца полтора переписывается с заказчиком, выясняет, что именно он хочет получить. При этом большую часть своих, по-другому и не скажешь, творений он попросту дарит. Понравился человек - держи гусли! Щедрость души всегда рядом с большим талантом, при этом не обременяет его, а подпитывает.
- Искушают, конечно, тем, что, если мне дан дар, значит, им следует пользоваться себе во благо. А я так понимаю, раз дар есть, стало быть, надо им делиться. Дар - это ведь от слова "дарить". Оттого, наверное, и нет у меня подхода барыжного. Хотя некоторые инструменты продаю, поскольку струны и дерево покупать надо. Да и вообще иначе из дома выгонят, - с улыбкой говорит мастер.
Это он про жену Эльзу. Хотя с ней ему определенно повезло. Понятливая. Когда муж новым делом увлекся, с год, наверное, дома не появлялся, все в мастерской пропадал. Потом порты, косоворотки, папахи в гардеробе стали появляться... Супруга не на шутку испугалась, подумала, что ее благоверный в секту какую-то попал. Зато сейчас она его главная поддержка - "отдел технического контроля", куда предъявляются для оценки новые инструменты.
А вот из чего рождаются его гусли, это особая тема. Кажется, Дмитрий может заставить звучать любой подходящий по размерам кусок дерева. И это не фигура речи. Однажды на спор у него "запела" самая обычная необрезная нестроганая доска.
Или, например, по заказу одной из филармоний, опять же на спор, построил двое гуслей из ступеньки, купленной в обычном строительном магазине. Он даже колки какое-то время сам ковал из гвоздей, но потом перешел на "запчасти" от фортепьяно. Один клиент в знак благодарности за подаренный инструмент разобрал два старых пианино, что стояли без дела.
- Сколько - не знаю, счет не веду. Но вот если в одном фоно 180 колков, значит, в двух - 360. На одни гусли в среднем девять уходит. Вот и считай, - так отвечает Давыдыч на вопрос о количестве построенных им инструментов.
А Давыдычем он стал так. Подарил одному музею гусли, а их там украли. Это как маркер качества, "дрова" никто воровать не будет. Вот друзья и посоветовали клеймом обзавестись, чтобы его инструмент всегда опознать могли. Так в результате мозгового штурма и родилось название лейбла, а позже знакомый художник и логотип нарисовал - медведь, играющий на гуслях. Кстати, зверь получился очень похожим на самого мастера.
И все же для меня Дмитрий Давыдов отождествляется с иным персонажем - самым известным гусляром всех времен, былинным Садко. Их роднит не только умение играть на гуслях. Энергетик из Пестрецов, так же как и некогда новгородский купец, смог выйти за рамки обыденности.