Тайны некрополя Абат-Байтак

В последние годы в Казахстане активно развивается паломнический туризм, и одним из самых загадочных памятников архитектуры Актюбинской области является мавзолей Абат-Байтак. Построенный в XIV-XV веках, этот древний некрополь привлекает не только историков и архитекторов, но и паломников со всего мира. Несмотря на скромные размеры и удаленность от крупных городов, он является важной вехой в истории региона и уникальным примером средневекового зодчества.

Тайны некрополя Абат-Байтак
© Mir24.TV

Когда-то на просторах Казахстана раскинулась великая Золотая Орда – могущественное государство, от которого зависели судьбы Европы, Ближнего Востока, Индии и Китая. Здесь билось сердце мировых событий, где решались ключевые вопросы международной политики и торговли. Лишь безмолвные древние памятники остаются немыми свидетелями тех далеких времен. Они помнят все, но рассказывают только тишиной.

Туристского информационного центра «Visit Aktobe»

Абат-Байтак – священный некрополь XIV века, расположенный в 12 километрах чуть южнее от поселка Талдысай Актюбинской области. Ученые считают, что он построен в период Золотой Орды. Этот древний комплекс, овеянный легендами, хранит в себе память о великих сынах степи и загадках прошлого. Само строение средневековой казахской архитектуры, возвышается величественно перед множеством кулпытасов (надгробных памятников), создавая здесь необычную ауру. Чаще всего паломники и туристы посещают это место, чтобы почерпнуть вдохновение и ощущение связи с древними традициями, а экстрасенсы стремятся раскрыть духовные тайны, которые хранятся в этом уникальном уголке. Аналога ему в архитектурном стиле нет во всем Казахстане.

Первые упоминания о мавзолее Абат-Байтак относятся к XVIII веку. В книге историка Петра Рычкова «Топография оренбургская» сообщается, что в 1750 году инженер Александр Ригельман обнаружил и зарисовал «значительные каменные сооружения, похожие на пирамиды», которые местные киргизы называли астанами. По их рассказам, здесь были похоронены знатные люди, среди которых особо выделяли некоего знатного Абата-Байтака. Местные также утверждали, что в прошлом на этом месте существовал город. В конце XIX века мавзолей был кратко описан исследователями Дербисали Беркимбаевым и членом Оренбургской ученой архивной комиссии Яковом Полферовым. Кроме того, в начале XX века французский ученый Жозеф-Антуан Кастанье опубликовал первую графическую фиксацию мавзолея в своей работе «Древности Киргизской степи и Оренбургского края».

Актюбинский писатель и историк Мади Раимов активно упоминает это сакральное место в своих произведениях «Молитва» и «Хранитель». В сюжетах романов он подробно рассказывает о древних преданиях, которыми окутано это историческое зодчество.

фото из личного архива Мади Раимова

«Одна из легенд об этом месте гласит, что здесь захоронен сын известного философа Асана Кайгы – батыр Абат, который защищал родные земли от набегов калмыков и смог одолеть калмыцкого правителя Шарыш-хана в честной борьбе. После этого батыр Абат смог вернуть сородичам часть захваченных калмыками земель, а калмыки больше не решались нападать на казахов. Есть легенда о пике Сункария, она связана с именем Абат-батыра. Во время охоты он подстрелил птицу. Возвышенность, куда упала дичь, стала называться Сункарией. В то же время одна из глав эпоса «Сорок батыров Крыма» названа – Абат-батыр. Эпос гласит, что после смерти батыра сородичи построили на месте его гибели мавзолей всего за три дня. В связи с этим к названию добавился эпитет «Байтак» – «Всенародный». Об отце Абат-батыра известно, что он являлся великим мыслителем степи, поэтом, одним словом, легендарным персонажем кочевого народа», – рассказывает Мади Раимов.

Прозванный «Асан печальный» («кайгы») из-за постоянных размышлений и раздумий о народе, Асан Кайгы был влиятельным бием Улуг-Мухаммеда в Сарае и Казани, являлся автором многих слов-назиданий, философских песен, говорит Мади Раимов. «В их отрывках, дошедших до наших дней, отражены исторические события той эпохи, отношение самого Асан Кайгы к происходящим событиям. Асан Кайгы считал, что «сперва надо укреплять ханскую власть и усилить оборону народа». Он укорял Жанибек хана: «Не думая о будущем казахского народа, ликуешь от временных успехов». «Философ кочевого ногайско-казахского народа», по определению Шокана Уалиханова, стремился создать из родственных племен единое государство, беспокоился об укреплении казахского ханства», – рассказывает историк.

Как объясняет писатель, несмотря на то, что Асан Кайгы был исторической личностью, он приобрел в народной памяти легендарные и даже сказочно-мифологические черты. Так, прозвище «кайгы» связывалось с тем, что, выловив в Иртыше, по предсказанию гадальщика, дочь речного султана, предназначенную ему в жены, Асан не выполнил определенных условий, и она улетела в небо.

фото Туристского информационного центра «Visit Aktobe»

«Среди казахского народа наибольшую популярность приобрела легенда о поисках Асаном Кайгы обетованной земли Жер-Уйык – места с обильными пастбищами, полноводными реками, мягким климатом, множеством зверей и рыбы, где люди живут без нужды, вражды и угнетения. Асан Кайгы объехал на своей быстрой верблюдице Желмая все края света, но так и не смог найти «Жеруйык» – «Землю обетованную». Эта социально-утопическая легенда отражает историческую ситуацию середины XV века, когда распад Золотой и Белой Орды вызвал междоусобицы и массовый уход казахских родов и племен из Восточного Дешт-и-Кыпчака в Западное Семиречье. Асан Кайгы, будучи советником султана Жанибека, который возглавлял это движение, вошел в народное сознание как символ неутомимого искателя счастливой земли и выразитель надежд простого народа на новую, лучшую жизнь», – говорит Раимов.

фото из личного архива Мади Раимова

Некрополь включает разнообразные мемориальные сооружения, отличающиеся архитектурным и художественным оформлением. В центре некрополя возвышается мавзолей Абат-Байтак размером 9,52×9,8 м, который состоит из двух частей: 11-гранного барабана и конического купола. Основная кладка мавзолея выполнена из квадратного обожженного кирпича (24×24×6 см), в то время как для сводов арок использовался прямоугольный кирпич (24×12×6 см).

Во внутренних слоях четверика использован сырцовый кирпич аналогичных размеров. Серик Аджигалиев, исследовавший памятник, доказал наличие первоначального портала.

«На наличие первоначального портала указывали некоторые факты. Южная стена мавзолея значительно тоньше остальных, что предполагает устройство дополнительных конструкций на фасаде; сохранились остатки арочных парусов в щипцовой стене и, наконец, следы пилонов портала. В результате археологических раскопок предположения подтвердились – были обнаружены остатки кладки пилонов, выступающие за линию стен на 2,98 м, – говорит Аджигалиев.

фото из личного архива Мади Раимова

По словам директора Западно-Казахстанского филиала Института археологии имени А.Х. Маргулана Аслана Мамедова, до XIV–XV веков о мавзолее Абат-Байтак не существовало документированных данных, а лишь передавались легенды. Советские исследователи считали этот памятник утраченным. Однако в 1980-е годы Министерство культуры СССР совместно с Казреставрацией возобновили археологические работы.

«В 2004 году под руководством ученого Ербола Смагулова была организована экспедиция, которая исследовала не только сам мавзолей, но и его окрестности. Внутри мавзолея обнаружили пять захоронений: мужское, женское, одно подростковое и два детских. К тому времени могилы уже были разграблены, и большая часть ценных предметов, вероятно, была похищена. Среди находок были остатки деревянных гробов, металлическая булава, возможно, являвшаяся посохом суфийского миссионера, и фрагменты одежды. Кроме того, на берегу реки Кобда обнаружены не только обожженные кирпичи, но также следы золы и человеческие останки. На северной границе территории нашли курганы скифо-сакского периода. Эти открытия позволили исследователям заключить, что Абат-Байтак является частью обширного историко-культурного комплекса, связанного с древними мусульманскими традициями в Западном Казахстане», – отмечает Аслан Мамедов.

После завершения исследований началась реставрация мавзолея Абат-Байтак в рамках программы «Культурное наследие». По словам археологов, для восстановления мавзолея было изготовлено 32 тысячи кирпичей.

фото из личного архива Мади Раимова

Неподалеку находится другой мавзолей из сырцового необожженного кирпича, построенный в конце XVIII века по подобию мавзолея Абат-Байтак. В народе его называют «Кыз моласы» или «Кыз аулие» (Святая дева). К западу от мавзолея находятся более 200 надгробных сооружений, представленных каменными резными стелами – кулпытасами, относящимися к XVIII-XX векам.

фото из личного архива Мади Раимова

Кульптасы (или кулпытас) – это каменные надгробные плиты, характерные для погребальных комплексов на территории Казахстана и других регионов Центральной Азии. Они выполнялись из различных видов камня, часто известняка или песчаника, и украшались резными орнаментами, изображениями и надписями. Также они служат для обозначения могил и почитания памяти усопших.

В традиционной казахской культуре кулпытасы часто имеют сложные геометрические узоры и символические изображения, отражающие верования и представления древних народов. На некоторых из них могут быть нанесены надписи и знаки, написанные на казахском языке арабской вязью, указывающие имя покойного, его родство, а также даты жизни и смерти. Их уникальность в том, что каждый кулпытас неповторим и не похож на другие.

фото Туристского информационного центра «Visit Aktobe»

фото из личного архива Мади Раимова

К редкому типу кулпытасов относится надгробие 1893 года, высеченное из блока известкового песчаника. На памятниках высечены арабографические эпитафии на казахском языке и тамги. Судя по тамгам, на некрополе произведены захоронения представителей различных родов Младшего жуза: табын, кете, алшын, байбакты и др. Благодаря работе ТИЦ «Visit Aktobe» и управлению предпринимательства Актюбинской области, уникальный памятник обретает широкую известность и получает необходимую поддержку для его сохранения.

фото из личного архива Мади Раимова

Каждый камень здесь говорит о великом прошлом, где жизнь и смерть переплелись с мечтами и надеждами людей, чьи имена навечно запечатлены в этих надгробиях. И пока существуют эти молчаливые свидетели, история Абат-Байтака будет жить в сердцах тех, кто ищет ответы на вопросы о своих корнях, вере и вечной памяти.

Автор текста: Алина Имамбаева

Фото предоставлено Туристским информационным центром «Visit Aktobe» и писателем Мади Раимовым