Табу на балалайки: почему в США запретили главный музыкальный инструмент русских

В том, что санкции введенные США против России давно перешли все разумные пределы, нет ничего нового. Удивляет другое. Оказывается со времен Франклина Рузвельта, в США существует запрет на производство балалаек. Это не шутка. Во время своего второго президентского срока Барак Обама продлил этот запрет до 2020 года.

Табу на балалайки: почему в США запретили главный музыкальный инструмент русских
© Русская семерка

Секретное оружие Советов

Сложно сказать чем руководствовался Франклин Рузвельт запрещая в 1940 году накануне Второй Мировой войны промышленное производство в стране балалаек. Тем не менее, факт остается фактом. Введенный на десять лет запрет впоследствии, раз за разом неоднократно продлевался. Самое интересное, что собственно играть на балалайке в США можно, не возбраняется и вырезать ее своими руками, но вот производить на фабриках и продавать в магазинах нельзя. Впрочем, объяснение данного запрета, озвученное властями США в середине прошлого века, и вовсе обескураживает. Оказывается балалайка – музыкальный инструмент, который «позволяет глумиться над властью». При этом авторы запрета почему-то не объяснили, каким образом собственно это оскорбление властей происходит. Но самое невероятное состоит в том, что в царской России также не поощрялась игра на балалайке и еще целом перечне музыкальных инструментов, которые считались неблагонадежными с точки зрения церкви и официальных властей.

Музыка языческих богов

Оказывается все дело в христианских традициях существующих, как на Западе, так и в России. При всех своих внешних противоречиях христианские течения одинаково нетерпимо относятся к своим языческим предшественникам и всему, что с ними связано. Музыкальные инструменты не исключение. Дело в том, что очень долго адепты церкви не признавали никакой иной музыки кроме колокольного звона. Духовые и струнные, особенно щипковые музыкальные инструменты считались пережитком языческих времен. Своя доля правды в этом есть. [С-BLOCK] Дело в том, что на Руси за многими дохристианскими богами был закреплен тот или иной музыкальный инструмент: дудочка, рожок или гусли. В основном такими богами являлись покровители ветров, вьюг, гроз, а также плодородия и времен года. При этом языческая Русь была не единственной странной с музыкальными богами. Греки считали, что первую лиру создал Гермес, прикрепив струны к панцирю черепахи. Ненавидимого христианами Пана – покровителя лесов и пастухов в европейской мифологии всегда изображали с флейтой. Ну, а уж гусли-самогуды, домры, балалайки и вовсе являлись излюбленными музыкальными инструментами русского фольклора. Именно под их звуки наши предки творили свои религиозные и магические обряды.

«Гудебные сосуды» - в печь!

Не удивительно, что в то время, как простой народ тянулся к своим исконным музыкальным инструментам, церковь, надавливая на власть, пыталась извести их на корню. В серединеXVII века в России сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны ремесленники, создатели музыкальных инструментов имели свои слободы, а с другой стороны их продукция тут же изымалась и уничтожалась. Особые гонения были развязаны против балалаек, гуслей, свирелей и трещеток при участии которых якобы происходили «бесовские игры».[С-BLOCK] Об этом факте российской истории в своих записях подробно рассказал европейский путешественник Адам Олеарий: «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены». Не удивительно, что вскоре услышать веселую славянскую музыку можно было лишь полулегально по большим праздникам и только на ярмарках. Реабилитация русских музыкальных инструментов произошла лишь после прихода Советской власти. При этом в США и странах Европы игра на них не приветствуется до сих пор.