Язык жестов у спасателей: специалисты Департамента ГОЧСиПБ рассказали о способах коммуникации в воздухе и под водой

Фото: пресс-служба ГОЧСиПБ 23 сентября – Международный день жестовых языков. Он напоминает нам о проблемах глухих и слабослышащих людей, а также демонстрирует, насколько универсальным и необходимым может быть жестовый язык в различных сферах деятельности. В учреждениях, подведомственных Департаменту по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, специалисты также используют свой язык жестов. В Московском авиацентре жесты и сигналы играют ключевую роль в обеспечении безопасной и эффективной координации действий пилотов, техников и спасателей. Они необходимы в условиях, когда передача информации с помощью слов невозможна из-за большого расстояния или высокого уровня шума. Международная организация гражданской авиации разработала строгую систему жестов, которые помогают специалистам на расстоянии управлять воздушными судами. Секретами координации действий «Земля-воздух» поделились сотрудники Московского авиационного центра. При посадке воздушного судна используются различные сигналы, которые помогают экипажам правильно ориентироваться на летном поле. Например, если регулировщик поднимает руки над головой ладонями внутрь – это означает, что вертолет должен рулить прямо на него. В случае, если руки подняты на уровне плеч и горизонтально вытянуты в обе стороны – это сигнал для зависания над площадкой. Когда регулировщик «говорит» о снижении, он поднимает обе руки на уровне плеч ладонями вниз. Авиационные техники Московского авиацентра внимательно следят за тем, чтобы ничего не мешало приземлению, контролируют состояние взлетно-посадочной полосы. Их основная задача – встретить борт и обеспечить его благополучный спуск. Бывает так, что с первого раза пилоты не могут посадить вертолет на указанное место. В этом случае ещё раз подается сигнал – регулировщик одну руку поднимает вверх, а другой указывает направление, куда экипажу необходимо сместиться. Как отмечает заместитель командира летного отряда учреждения Евгений Артюхин, история жестов началась еще с периода зарождения самой авиации и дополняется по мере появления новых видов работ. «Например, сегодня мой любимый жест с земли – это когда я вижу регулировщика со сложенными крестообразно руками перед телом. Он означает, что работа успешна завершена и можно выключать двигатели вертолета», – поделился Евгений. Не менее значим язык жестов и в спасательных операциях. Все 26 сотрудников службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиацентра владеют жестовым языком, что особенно важно при беспарашютном десантировании. Например, чтобы поднять пострадавшего на борт вертолета, спасатель поднимает руку вверх – это означает «готов к подъему». Участвуют они также и в посадке вертолета на месте происшествия. Здесь используют следующие сигналы: «Точка приземления» – спасатель стоит, вытянув руки буквой Y; «Направление ветра» – спасатель стоит спиной к ветру, вытянув руки в стороны «Двигайся вниз» – отмашка руками с ладонями, обращенными к земле; «Двигайся вверх» – отмашка руками с ладонями, обращенными вверх; «Стоп» – движение с перекрещиванием рук внизу. Жестовый язык специалисты авиацентра используют и во время воздушных транспортно-спасательных работ. Например, когда вертолётом доставляют к месту происшествия крупногабаритный груз на внешней подвеске или с помощью гидравлического захвата расчищают дорогу после автомобильной аварии. В этих случаях спасатели на земле помогают пилотам по время «висения» поставить, закрепить или захватить груз. Так, например, если руки спасателя согнуты в локтях на уровне пояса – «груз прицеплен». Начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиацентра Александр Панормов отмечает: «Наши спасатели постоянно работают с экипажами. Поэтому жестовому языку обучены и имеют большой опыт выбора площадки при посадке вертолета, крепления грузов к внешней подвеске, регулирования гидравлического захвата». Важно, чтобы сигналы подавал один человек и его одежда была яркой и контрастной. Сотрудники авиацентра, например, дополнительно используют отражающие жилеты яркого салатового цвета. Язык жестов в Московском авиацентре – это не просто способ общения, а жизненно важный инструмент, который помогает обеспечивать безопасность и эффективность в работе пилотов и спасателей. В условиях, когда слова могут быть не услышаны, условные сигналы становятся основным средством передачи информации в таких важных сферах, как авиация и спасательные операции. Мир тишины, в котором пребывают и аквалангисты под водой, вынуждает доносить информацию беззвучно. Так появились сигнальные жесты, их еще называют дайв-сигналами. К дайв-сигналам порой прибегают водолазы Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах. Как правило, для связи работающего водолаза с поверхностью используется кабель-сигнал и телефонно-микрофонная гарнитура в полнолицевых масках. И если под водой работает один специалист, то жестами ему объясняться попросту не с кем. Комментировать действия оборудование позволяет голосом. Либо сигналы передаются через сигнальный конец. Но есть и такие подводные задачи, что подразумевают работу сразу нескольких водолазов. В этом случае между собой они могут общаться жестами. Словарь дайв-сигналов прикладной, включает в основном глаголы, так как коммуникация под водой служит для обеспечения безопасности или выполнения рабочих задач. Большинство из этих жестов интуитивно понятны и часто употребляются в обычной жизни. Например, чтобы подняться на поверхность, можно показать большой палец вверх. Палец вниз, напротив, означает погружение. А уж знак «ОК» известен практически каждому – им водолазы говорят: «Я в порядке». Так жесты под водой – хоть и редко используемое, но жизненно-важное средство, которое обеспечивает эффективность работы и безопасность спасателей.

Язык жестов у спасателей: специалисты Департамента ГОЧСиПБ рассказали о способах коммуникации в воздухе и под водой
© Управа района Арбат города Москвы