В Орловской области нашли артефакты Судбищенской битвы
18 сентября в Орле, в краеведческом музее открывается документальная выставка, посвященная истории обнаружения и изучения места Судбищенской битвы. Число находок приближается к 5 тысячам - столько археологи не находили на месте исторической битвы: ни у нас, ни в Европе. Часть артефактов из Судбищ перевозят в музей Куликовской битвы.
Что это за битва? На пару минут перенесемся в Средние века. В результате монгольского нашествия с начала 1200-х и мы были автономным улусом Золотой Орды. Платили ей дань и получали ярлыки-разрешения на управление собственными землями. В результате "Стояния на Угре" в 1480 году при московском князе Иване III завершилось свержение монголо-татарского ига. Однако Крымское ханство, в прошлом наши союзники по битвам с Золотой Ордой, возомнило себя наследниками Золотой Орды. Требовало дань, пыталось раздавать ярлыки. Не получив требуемое, грабило Русь и "в наказание" сжигало наши города. Сотни тысяч славян, захваченных крымскими ханами, были проданы в рабство через генуэзские колонии в Крыму.
И с этим надо было что-то делать. Наши и делали. Война с Ордой шла с переменным успехом, растянувшись на два столетия. Яркой вехой стала Судбищенская битва 1555 года. Судбищи - место восточнее Орла. Там три русских полка встали насмерть, выдержали все атаки и вынудили отступить войско крымского хана, которое в 9-10 раз (!) превосходило их по числу.
"Все знают о Куликовской битве, но "Судбищенская" мало кому известна. Почему?" - спрашиваю доктора исторических наук Павла Александровича Меркулова, директора Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС в Орле.
Павел Меркулов: В истории забыты немало событий, и даже более значимых. Битва при урочище Судбищи не осталась забытой, она описывается в документах средневековой истории. Но ей не дали достаточной оценки. И надо понимать: на Куликовом поле наши войска сражались с Мамаем, который по законам Золотой Орды самозванец, не мог быть ханом, выдавать ярлыки и собирать дань. Поскольку не был чингизидом, т.е. прямым потомком Чингисхана. А Судбищенская битва - это битва с ханом, который по крови чингизид. Мы в открытую бросили вызов Орде. Ведь крымский хан Давлет I Гирей фактически объявил себя наследником Золотой Орды.
Чингисхан №2? Мечтал восстановить империю предка?
Павел Меркулов: Да, причем с помощью турок. Человек сложной судьбы, будучи наследником трона, был смещен и брошен в темницу. Бежал в Стамбул к Сулейману Великолепному, двоюродному брату. Давлет Гирей впитал не только османскую культуру, но и ее гордость. Фактически признал себя вассалом Османской империи. Вернулся в Крым с турецким войском, перебил родственников, вернул трон. Да, когда мы говорим "Крымское ханство", географию не надо понимать буквально. Орда занимала горный и степной Крым, но не побережье, где были генуэзские и прочие колонии. При этом крымские татары владели огромными территориями: землями между Дунаем и Днепром, Приазовьем и частично современного Краснодарского края.
Кто на кого в 1555 году напал: мы на них или они на нас?
Павел Меркулов: Одновременно. Мы выдвигаем войска на Юг, задача - предупредить набеги. Как? Захватить огромные стада лошадей в Причерноморье. Нет табунов - на чем будешь совершать набеги на Русь? И еще, важный момент: Куликово поле было на границе государства. Здесь же замысел более амбициозный: выдвинуть войска на территорию, которая контролировалась врагом. Весной 1555 года русские войска формируются и выдвигаются с тем, чтобы встретиться в районе современного Харькова. Наши идут вдоль Днепра. Передовой отряд - 13-тысячное войско - царь Иван IV Грозный доверил воеводе боярину Шереметеву.
Почти одновременно Давлет Гирей выдвигается в направлении Рязани (тогда город назывался Переяславль-Рязанский), по Муравскому шляху. Два войска идут параллельно, в 150 км друг от друга.
Сегодня не каждый знает, где этот Муравский шлях.
Павел Меркулов: На слуху: Бахмут, Изюм. Это все земли по Муравскому шляху, где, переправившись через Северский Донецк, Гирей планировал дойти до русских земель. У хана до 60 тыс. воинов, войско возглавляет лично. При нем два сына, старший Ахмед Гирей - официальный наследник трона. От разведчиков Гирей узнает, что русские движутся ему навстречу. Царь Иван уже у Коломны. Гирей меняет направление на Тулу. Но разведка была у обеих сторон, воевода Шереметев узнает о передвижении Гирея и поворачивает к Муравскому шляху. И вот картина: на севере - войска царя Ивана, на юге - Шереметев, а посредине Гирей. Он в клещах. Гирей решает отступить, причем ни он не знает о Шереметеве у себя на пути отхода, ни Шереметев - о том, что ему навстречу идет крымское войско. И 13-тысячное русское войско сходится с 60-тысячным Гирея.
На картине (2,9х7,35 м) заслуженного художника Анатолия Костяникова - русские герои Судбищенской битвы. Наши остановили нашествие Орды, многократно превосходящей их по численности. Фото: okmuseum.ru
Встречный бой?
Павел Меркулов: Нет, сначала мы налетаем на вражеский обоз и берем его. Добыча огромная: 60 тыс. лошадей, 200 скакунов-аргамаков, сотни верблюдов. После чего Шереметев делит войско, отправляя 6 тыс. воинов с захваченным обозом в Мценск и Рязань. А с оставшимися продолжает движение по Муравскому шляху. И у Судбища на реке Любовша налетает на войско Гирея.
13 тысяч минус 6 тысяч ушедших с трофеями, остается 7 тысяч. А у Гирея до 60 тысяч. Плохой расклад: на одного русского девять татар.
Павел Меркулов: Все цифры можно оспорить, но, даже если взять самую минимальную планку в 35-40 тыс. воинов Гирея, расклад крайне тяжелый для наших. Ведь Сулейман Великолепный дал Гирею артиллерию, которой у Орды никогда раньше не было. А еще янычар.
И как же мы победили?
Павел Меркулов: Прежде всего благодаря отваге, стойкости и мужеству наших воинов. Но еще и звезды легли в нашу пользу: отступать некуда. Так чего задаром умирать, покажем врагу русскую удаль… В первый день, 25 июня, мы первыми пошли в атаку на татарский лагерь. Но тут к передовым частям подходят основные силы Давлет Гирея. Наши не выдерживают напора (вспомните о кратном перевесе татар) и отступают.
Второй день битвы: наши в дубраве и буераке (в лесу и на косогоре) валят деревья, заострив и направив их в сторону врага. Оставили очень высокие пни, чтобы за ними укрылись стрельцы и лучники. В поле разбросали железные колючки - т.н. "чеснок", чтобы протыкать копыта вражеской конницы. Хан их трижды штурмовал, применяя артиллерию - османские пушки и пищали. Все атаки отражены, в бою погибли наследник Ахмед Гирей и сын Хаджи Гирей. А с наступлением темноты наши с изумлением увидели, что хан уводит уцелевшие войска в степь. Наших полегло 5 тысяч, крымцев 15 тысяч.
"Чесноком" ("рогульками") останавливали ханскую кавалерию в битве при Судбищах. А вообще этот четырехконечный шип применяли еще с V века до н.э. Фото: Соцсети
Нашел в турецких летописях описание сражения: "Некто Шеремед со своими чертями-собратьями облил головы правоверных железным дождем. Речь, полагаю, об Иване Васильевиче Шереметеве. Его военные таланты все те же османские летописцы характеризуют так: "кабанья отважность" и "собачье бешенство". Он выжил?
Павел Меркулов: Тяжело ранен двумя ударами копья, и дальнейшим боем руководили воеводы Алексей Басманов и Стефан Сидоров. Когда царю Ивану доложили, что Шереметев то ли ранен, то ли погиб, он остановил войска. Но Гирей об этом не знал. Он отступал, причем в бешенстве и ярости. Можно представить, что у него на душе: лишился двух сыновей, ханство без наследника, ширинские мурзы потеряли в бою знамя. Династия Ширинов - вторая по значимости в ханстве, они имели привилегию сидеть в присутствии хана, назначали коронацию и пр. И вот, покрыв себя неувядаемым позором, не сумев сломить горстку русских воинов, крымчаки отступают… Гирей ведь знал от двух пленных русских о том, что ему противостоят силы, которые кратно меньше его войск.
А воевода Шереметев выжил. Впереди у него была долгая и насыщенная жизнь: 22 года взлетов и опал, воевал с Ливонией и Великим княжеством Литовским, сидел в тюрьме, перенес жестокие пытки, затем новое вознесение. Год его рождения мы не знаем. Умер Иван Васильевич (в монашестве - инок Иона) 27 мая 1577 года в монастыре. В том же 1577-м скончался и хан Гирей: в Бахчисарае от чумы в возрасте 65 лет.
Ивану IV Грозному на момент битвы 25 лет, Давлет I Гирею - 43, к тому же у него большой жизненный опыт, кровь Чингисхана, восточная хитрость, поддержка Османской империи, которая на тот момент №1 по могуществу: захватили Балканы, дошли до Вены. И как Гирей не перехитрил молодого царя?
Павел Меркулов: А он пытался. Успокаивал Ивана письмами: уверял, что похода на Москву не планирует - пойдет грабить Кавказ: черкесов, принявших покровительство русского царя.
Они что, еще и переписывались?! Знаю, что Иван Грозный состоял в переписке со многими монархами, самое известное письмо адресовано шведскому королю Юхану III, где наш царь себя в эмоциях не сдерживал: "А если ты, взяв собачий рот, захочешь лаять для забавы - так то твой холопский обычай". Представляю, как он обзывал крымского хана.
Павел Меркулов: Нет, его он не обзывал. "Дорогой брат" - так они обращались. Как равные, очень интеллигентно. Профессор нашего института, доктор исторических наук Виктор Анатольевич Ливцов всегда с юмором подчеркивает, что "это была битва двух писателей". Давлет Гирей был очень образованным человеком, автор тысяч стихов-"газелей". Обращался к "брату царю Ивану" всегда очень вежливо, напоминая, что его предки всегда вовремя платили дань (ее называли по-разному, включая непривычный для слуха термин "поминки"). И он очень надеется, что и Иван заплатит.
А Иван Грозный писал не только послания монархам, но и музыку к церковным службам, гимны, молитвы, стихиры. Но общего у наших государств было мало. И не могло быть иначе, ведь еще Иван III по образцу митрополитов провозгласил себя царем всея Руси. Что значило, что он также и царь русских земель, которые под Польшей и Литвой. И это было вызовом. Тенденцию на возвращение земель продолжил и Иван Грозный, и последующие лидеры. Сегодня заложенный Иваном III вектор русского государства пользуется интуитивной поддержкой народа: нынешняя ситуация очень близка тем тенденциям, которые были во времена Судбищенской битвы.
Места многих важных сражений оспариваются. Всегда находятся скептики, которые говорят: а ведь нет прямых доказательств! Судбищенская не исключение?
Павел Меркулов: Место Судбищенской битвы не оспорить: более 4 тыс. предметов, связанных с воинской материальной культурой Московского царства и Крымского ханства: монеты-чешуйки Ивана Васильевича IV и акче Давлет Гирея, наконечники стрел разных типов, сотни свинцовых пуль и картечин, пластины от доспехов, куски кольчуг, фрагменты сабель, копья, топоры и пр. Замечу, что значительную часть находок подняли орловские дайверы из клуба "Диво".
А слово "Судбище" - оно от слова "судьба"?
Павел Меркулов: По мнению директора Краеведческого музея Орла Дмитрия Моисеева (в этом музее выставлены находки с места сражения), этимология слова "Судбище" скорее от слова "суд". В какие-то времена за это место судились. Кто и почему - неизвестно. На современных картах - урочище Судбищи, а село в 7 км от места сражения называется Судбище. Но село появилось позже, в XVII веке. Хотя непостижимым образом здесь из поколения в поколение передавалось предание о великой битве древности.
Замечу, что набеги татар продолжались и после битвы, и один раз Гирею даже удалось сжечь Москву. Чем он страшно гордился, присвоив себе титул "Взявший Трон". Но все чаще крымчаки получали отпор и ограничивались грабежами. Государство укрепляло южные границы, в 1566 году повелением государя создана крепость Орел, сформировалась "засечная черта".
А Судбищенская битва для России связана со словом "судьба". Здесь решалась судьба страны.