Откуда на Волге появились немцы и как бывшие немецкие автономии живут сейчас
"Немецкое будешь? - на чистом русском соблазняет фрау. - Чистое золото!"
Путешествуя по Волге, я переехал из одной немецкой столицы в другую. "Чистое золото - немецкое" - это марка пива. И искушают им меня в городе Маркс.
Вообще-то я на работе. Но... А пиво, интересно, хоть свежее?
"Работа - это святое, - соглашается искусительница из магазина пива. - Тогда литр, да? Да, а насчет свежего... Так-то пивоваренный завод в сотне шагов отсюда. Где же для вас несвежее взять?"
Марксисты - в кирху
На рейсовой маршрутке я приехал из города Энгельса (некогда столица автономной советской республики немцев Поволжья, через реку от Саратова) в Маркс (неофициальная дореволюционная столица волгадойче).
Энгельс: памятник Надежде Крупской и пионерам, 1972 год. Подобного нигде больше не увидите. В перестройку его не демонтировали, а лишь немного передвинули. Фото: Игорь Елков
Энгельс знают все. Рядом приземлился Юрий Гагарин, о чем напоминают монументы, включая скульптуру на берегу Волги: Гагарин с Королевым на скамеечке. Еще знаменитая база дальней авиации. А вот расположенный в 60 км выше по Волге Маркс известен менее. Ну, значит, мне сюда.
Город компактный, и, выйдя из автобуса, попадаешь в центр. Шквал эмоций: вот памятник Ленину лицом к лютеранской церкви XIX века, которая успела побывать и Домом культуры завода "Коммунист". От Ленина до кирхи - сотня шагов, но их отделяет улица Карла Либкнехта. А сама кирха на углу проспекта Ленина и Энгельса. Чуть в сторону по улице Куйбышева упираешься в... церковь Христа Царя. "А Христос точно царь? - уточняю у местных. - Я-то думал, что сын Божий и Бог". Мне терпеливо поясняют: храм назван в честь католического праздника "Иисус Христос - царь Вселенный".
Католики? Да, и даже орган для храма Христа Царя прислали из Германии. А что такого? В 30-тысячном Марксе есть и православный храм Андрея Первозванного, и собор, и мечеть, и церковь мормонов. А в паре минут пешком - монумент Екатерине II. Поблизости памятник Фритьофу Нансену: знаменитый полярник спасал в 1920-х детей Поволжья от голода. И на берегу Волги - бюст самому Карлу Марксу.
Памятников Марксу несколько, этот - главный. Стоит спиной к городу, взор устремлен на другой берег. Почему спиной? Все спрашивают. Тайна. Моя версия: а он в сторону родной Германии смотрит. По родине скучает, по Триру.
Темный эль и немцы
Откуда здесь немцы? За ответом нужно смотаться на 250 лет в прошлое. Заправляем машину времени пенным - и понеслись. В начале 1760-х Екатерину II, немку по крови, осенило: земли Поволжья пустуют, а на ее исторической родине народ оголодал (по Европе прокатилась Семилетняя война). Так чего бы немцев не заманить на Волгу: на празднолежащие земли! Так в указе и написала: "празднолежащие".
Сказано - сделано. В эти края переселили 27 тыс. колонистов. За счет казны строили дома, давали сельхозинструмент, корову и две-три лошади на семью. На 30 лет освободили от налогов и "навечно" - от воинской повинности.
Из сотни волжских колоний Маркс - самая первая, только называлась иначе. Сначала у немецких колоний названий не было, только номера. Потом их именовали в честь vorsteher (старост) и лишь затем дали нормальные названия. Изначально Маркс был Екатериненштадтом - в честь императрицы. Но в народе он был Баронском: барон Кано де Борегарда вербовал колонистов в Саксонии, Эльзасе, Гессене.
С началом Первой мировой Россию захлестнула ненависть к германцам: Петербург стал Петроградом, а Екатериненштадт - Екатеринградом. После революции - Марксштадтом, а с 1942 года он просто Маркс. Да как ни назови... "Пиво-то в городе настоящее? - спрашиваю. - По рецепту первых колонистов?" Увы и ах: нет! Местный завод основан в начале 1950-х на базе табачной фабрики Штафов, созданной немецкими колонистами. Которые выращивали здесь еще и виргинский табак.
Моему возмущению нет предела. Местные краеведы насилу успокоили: не до пива было первым колонистам. Пили яблочный сидр. Вроде бы эльзасцы варили эль, но это неточно. Их первые годы на Волге - выживание. А как более-менее обжились - пришел Емельян Пугачев. Обожал он грабить зажиточных немцев, колонии разорять. Его изловили и казнили, но грабить немцев повадились калмыки и киргиз-кайсаки. Типичные мемуары колониста той эпохи: "Я женился, но через год напали киргизы, многих убили и забрали в рабство, среди них мою жену, о судьбе которой я больше ничего не слышал".
Если в плен попадала немка, то ее судьба печальна - не вернуть, только оплакивать. Немца-колониста пытались выкупить. Императрица выделяла на это до 150 рублей, огромные деньги. Гарнец овса (3,3 кг) стоил две копейки.
Всех льгот и привилегий волгадойче лишил Александр II. Екатерина слово сдержала, обещав в 1764 году им освобождение от службы в русской армии "навечно". Но век прошел, и новый император в 1871 году их призвал в армию. И... многие немцы стали гордостью русской армии. Волжскую "неметчину" уничтожил Сталин, в 1941-м приказав выселить этнических немцев в Сибирь и Казахстан. Зачем? Боялся, что Гитлер дойдет до Волги и они перейдут на его сторону. А затем и в войска пришел приказ: "Изъять немцев!"
Немец из-под Маркса Вольдемар Венцель добровольцем ушел в Красную армию. Чтобы его не "изъяли из войск", сменил имя, став Венцовым. В 1943-м пал в бою за плацдарм при форсировании Днепра. Памятник Герою Советского Союза в Марксе на Аллее Героев. В граните оба его имени: Венцов Владимир Кириллович/ Венцель Вольдемар Карлович.
Мамин трактор
Сегодня немцев в Марксе мало, меньше 5% (к примеру, в 1897 году - 91%). Немногие, кто вернулся из сталинской ссылки, в 1990-е уехали в Германию. А жаль.
Я в гневе: "У вас построили первый трактор в СССР, - шумлю в местном краеведческом музее. - А в энциклопедиях пишут, что первый - ленинградский "Универсал" 1934 года. Куда смотрите?!"
Женщины-смотрительницы интеллегентно оправдываются: да, наш изобретатель-самоучка Яков Мамин создал трактор "Карлик", и в 1920-х в Марксштадте их выпускали. "Но серия была небольшая", - заключают марксовчанки.
Господи, серия самолета братьев Райт была из 1 экземпляра, но в истории он же первый, нет?!
"Карлик": 300 деталей, надежный (нечему ломаться), работал на сырой нефти, всего одна передача: только вперед. Фото: Игорь Елков
Нужны немцы в этих местах: с их педантичностью, характером. Сейчас некоторые из "толерастного" ЕС бегут к нам в поисках традиционных ценностей. Может, в Маркс? А что, пиво здесь приличное, кирху отремонтировали, нравы - как при Kaiserin Katharina. В смысле: никаких гей-парадов, у детей папа и мама, а не родитель N 1 и N 2.
...Мне совестно: что-то все про Маркс да про Маркс. Неловко перед Энгельсом. Я сейчас не только про город, там, надеюсь, вы побываете. Еще и про человека. Как-то дочка Карла Маркса попросила дядю Фридриха ответить на пару вопросов. Для истории: "Что такое счастье?" - "Шато Марго 1848 года разлива" (дополню: уважал также темное пиво и водку).
- "А любимый девиз?" - "Относиться ко всему легко!" Ага, мотаем на ус, с Марго и жить легко. Так и запишем. Кто мы такие, чтобы спорить с классиком марксизма?