Полярники "Северного полюса-42" приступили к выбору льдины для дрейфа
Мы уже находимся в северной части Восточно-Сибирского моря. Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП), на борту которой участники экспедиции "Северный Полюс-42" (СП-42), продолжает идти по каналу, проложенному для нас научно-экспедиционным судном "Академик Федоров". Кругом лед - самый разный, с разводьями.
На поиски главной льдины
Мне лично больше нравится так называемый лед блинчатый, действительно похожий на блины или оладьи. Его поля можно созерцать бесконечно. Для экспедиции льдина нужна надежная - красота здесь не главное.
Кандидаты на площадку для развертывания лагеря СП-42 уже есть. К ним на вертолете вылетели начальник экспедиции СП-42 Александр Ипатов и начальник СП-41 Кирилл Фильчук. Они оба - опытные полярники и ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Ждем их с нетерпением. Какую льдину выберут?
О тайнах льда мы поговорили с Виктором Витальевичем Харитоновым, руководителем группы ледоисследователей экспедиции. Встретились в лаборатории, к которой примыкает хранилище ледовых кернов. Проще говоря - холодильник. Оказывается, существует… 32 вида льда. Различаются они по структуре, не по форме.
Как пояснил Харитонов, блинчатый - лед молодой, назван по форме. Не является чем-то исключительным, хотя действительно завораживает. В привычных нам озерах его действительно редко встретишь. Потому что для его образования нужно постоянное движение поверхности воды. А в пресных водоемах обычно быстро образуется тонкая корочка льда.
"Мне больше так называемое ледяное сало нравится. Это начальная форма льда. На первом этапе появляются ледяные иглы в воде, и следующей стадией будет "сало". Если с борта судна смотреть - как будто жирная пленка на поверхности", - рассказывает ученый.
Здесь экспедиция "Северный полюс-42" была 26 сентября. Фото: ААНИИ
Тайна торосов разгадана
Задача на СП-42 - изучение строения ледяного покрова, его изменения в пространстве и времени.
"Это только кажется, что лед - статичен. Он постоянно меняет свое строение, - поясняет Харитонов. - В морозы начинает нарастать снизу. Прошла трещина - вода сверху налилась, сверху и "подрос". Летом тает и снизу, и сверху. Вблизи торосов вообще есть особенности роста".
И очень важно понимать, какие изменения происходят со льдом. "Если установить связь между изменениями в состоянии льда и гидрометеорологическими условиями - погодой, продолжает полярник, - то мы сможем прогнозировать, какая ледовая обстановка будет и в той части моря, в которой не ведется изучение. То есть, если в нем такая же соленость, такие же погодные условия, то и лед будет такой же. Эта информация очень важна для транспорта, для Северного морского пути".
Больше всего Харитонов любит изучать торосы.
"Раньше считалось, - говорит он, - что пористость тороса - величина случайная. Я же обнаружил закономерность, и связана она с формой самого тороса. Где больше киль - пористость меньше. Эту тему разрабатывал еще на СП-38. От пористости зависит, как торос промерзнет. А от этого в свою очередь - степень нагрузки на какое-либо гидротехническое сооружение, например, нефтяную платформу или судно, на пирс. То есть знание о пористости дает представление о возможных ледовых нагрузках".
Четыре керна для ученых
Ученый рассказал, как именно будут изучать лед на станции. Сначала выберут место для отбора проб (обычно все-таки в удалении от судна). Выбурят четыре керна (диаметром 14 сантиметров, а вот длина будет соответствовать толщине льдины).
По одному керну измерят температуру льда, второй распилят на "блинчики", которые расплавят и определят соленость. Третий - распилят вдоль. По полученным пластинам определят текстуру льда, то есть различные включения во льду - пузырьки воздуха, ячейки с рассолом, соевые канальцы. Четвертый тоже распилят на "блинчики", которые сломают на специальном приборе, определяя прочность льда.
Харитонов собирается пробыть на СП-42 год. Немного скучает по традиционному формату дрейфующих. Вспоминает, как на СП-38 все жили в домиках, поодаль тарахтела дизельная станция, все как в деревенской юности.
"Мне было очень комфортно. Напомнило родную деревню в Архангельской области", - вздыхает ученый. Он один из немногих, кто с грустью вспоминает формат традиционных станций. Был несколько раз в Антарктиде, но тянет в Арктику. Вообще среди ученых бытует мнение: куда попал в первую экспедицию - Артику или Антарктику, то и будет больше привлекать.
Всем - на шлюпки!
За одиннадцать дней пути полярники отработали меры безопасности при самых сложных чрезвычайных ситуациях, в которых они могут оказаться. Например, аварийная - на борту. Нужно было выйти на палубу со спасательным жилетом и в каске, затем сесть в закрывающуюся шлюпку, напоминающую батискаф.
Вообще ЛСП "Северный полюс" полностью оснащена современными спасательными средствами. Две спасательные шлюпки (каждая на 30 человек), четыре спасательных плота (тоже каждый на 30 человек). Если учесть, что на судне одновременно находятся пять десятков людей, мест более чем достаточно. Даже в случае, если для рассадки людей можно будет использовать только один из бортов.
В каждой шлюпке есть достаточные запасы еды и воды. Есть лекарства и прочие нужности, в том числе ракетницы, радиостанция УКВ и даже открыватель для консервов.
В свою очередь "Северный полюс" готов оказать помощь терпящим бедствие на море. Людей поднимут на борт, отогреют, накормят. ЛСП имеет и отлично оборудованный медицинский блок - с операционной, рентген и УЗИ-аппаратурой, изолятором и прочим. Так что медицинскую помощь окажут в любое время.
Все тексты сюжета "Новая экспедиция "Северный полюс-42" на уникальном судне в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.