Войти в почту

Елена Яковлева: "Прекрасный Запад" - пропагандистская мантра для наивных

Чулпан и поклонники ее выбора столкнулись с тем, что, вероятно, казалось им невозможным. Запад, каким он существовал в мировом пиаре и их воображении, с его превознесенными свободами, поддержкой человека и священным правом на частную собственность, вдруг оказался совсем не похожим на все заявленное.

Елена Яковлева: "Прекрасный Запад" - пропагандистская мантра для наивных
© Российская Газета

Наши беглецы рвались из якобы неправильно ведущей себя в мировом сюжете своей страны в светлое небо западной свободы и солидарности, а стукнулись об асфальт таких беспардонных и беззаконных ограничений, какие им в России вряд ли бы встретились.

И "случай Хаматовой", как никакой другой, говорит о том, что "прекрасный Запад" - это все-таки во многом пропагандистская мантра для наивных.

А на самом деле их то и дело без малейшей оглядки превращают в граждан второго сорта по самым вульгарным (национальным и языковым) признакам.

Первый громкий и тревожный звоночек в эмиграционном маршруте Чулпан прозвенел, когда сняли спектакль на русском языке, устроенный для Хаматовой в Риге известным в России (и замечательным по своему мастерству) актером и, видимо, еще и продюсером Максимом Сухановым. Он, к сожалению, тоже записал себя в ряды борцов с многочисленной российской неправдой, извлечь себя из которых обычно помогает только испробование чужих неправд.

У латышского поэта Мариса Чаклайса, стихи которого сегодня пойди-найди в интернете на русском языке (видимо, "культура отмены" началась куда раньше 2022 года), есть прекрасное стихотворение "Чужой".

То, что они там чужие - политически, культурно, по языку, - это первое, что беглецам надо было взять в голову вместо романтической веры в Запад.

В дальнем краю хорошо погостить (при выстроенной туринфраструктуре), но жить там постоянно?! В незнакомом чужом мире?! Только люди с инфантильным сознанием могут вообразить себе такой сюжет счастливым.

На самом деле случай Хаматовой показывает, что это объективно глухое и очень часто не резонирующее с тобой пространство.

Конечно, восторжествовала справедливость. Чулпан в проигрыше, а те, кто считал ее выбор неумным, нетрезвым, нереалистичным, в конце концов предательским, - в выигрыше.

Но по лучшим нормам русской этики и культуры проигравших не бьют. Падающего не толкают.

Поэтому злорадствовать не хочется. Злорадство, конечно, чувство иногда приносящее удовольствие, но не самого высокого ранга.

С ними не очень-то хотелось спорить и тогда, когда они бежали из нашего "темного" мира в их воображаемый светлый и обращали России свои филиппики. Как и сейчас не хочется над ними потешаться…

Реальные обстоятельства и сам ход событий нещадно ломают (и еще, видимо, не раз сломают) романтическое прекраснодушие большинства беглецов из России.

Им все равно придется просыпаться и приобретать реалистический взгляд на происходящее.

Россия знала в своей истории великую и трагическую эмиграцию, "белый исход". И мы его опыт и достижения еще возвращаем себе.

Святой праведный Алексий Мечев благословил свое чадо, великого философа Николая Бердяева, уехать в эмиграцию и нести там свет русской культуры. Это, конечно, миссия и во многом осуществленная, русская эмиграция смогла донести свой культурный свет и до Запада, и до нас, после крушения советской власти, но, как правило, не была счастлива. И рисковала возвращаться в политически им тогда не сородную, но все равно родную страну.

Самые же великие фигуры - Солженицын, Бродский - эмигрантами и вовсе не были, их принудили оставить Россию. И кто из нас не читал первое и долго не публиковавшееся интервью Бродского, где он признавался, что не понимает, как художнику выжить на Западе. Эмиграцию выбрал и нещадно унижаемый в советской реальности Тарковский, но и он очень скоро заговорил о том же, что не видит и не находит в выбранном им мире достойного места для художника.

Все это могло легко развеять пелену утопий, но бежавшие не утрудились подумать обо всем трезво.

Случай с Хаматовой пока вряд ли выйдет у нас на первый план. Избавление актеров от их международных иллюзий - не первая проблема в нашем мире, где подрывают Прилепина, появляются предельно засыпанные цветами и венками солдатские могилы на деревенских кладбищах, не хватает беспилотников на фронте, трудно составляются списки на обмен пленными, а жители Судженского района, похоже, сидят в приграничных концлагерях. Тут не Чулпан на первом месте.

Но Чулпан как актриса-художник, конечно, вошла своими актерскими образами в большую вселенную нашего культурного восприятия, и в одночасье созданные ею образы не исчезнут. Как не исчезли для нас Имант Зиедонис и Марис Чаклайс, Фаустас Латенас и Римас Туминас. И ничто нас, к счастью, на это исчезновение не обрекает. Пока же ту или иную меру обреченности на перечеркивание себя приходится испытывать самой Чулпан. И я думаю, на ней не закончится ряд сильно удивившихся результатам своего выбора беглецов-"протестантов" из России.