Постсоветские страны в основном представляют Россию колониальным государством в учебниках по истории, пришли к выводу ученые Института научной информации по общественным наукам РАН. Как отметил в разговоре с РБК соавтор исследования Разиль Гузаеров, гораздо меньше внимания уделяют российскому вкладу в развитие этих стран. Аналитики РАН считают, что продвижение «ложных и искаженных событий» рискует спровоцировать ксенофобию и русофобию.
Авторы казахских учебников для 8-х классов описывают Российскую империю страной, желающей использовать Казахстан для военных и экономических интересов. Они критикуют политику советской власти, особенно за голод 1921 года в Казахстане.
Приход советской власти в Азербайджан в учебниках называют «вторжением» при помощи «предательских сил». Авторы пособия для Академии МВД Узбекистана говорят о насильственном завоевании Средней Азии, а вот в учебниках Киргизии и Таджикистана влияние России описывают более положительно.
Израильское образование строится на антисемитском образе Российской империи и Советского Союза. Иранские историки представляют Россию агрессором.
Конечно, они могут представлять Россию как завоевателя. Но мы можем сказать, что это их позиция как проигравшей стороны. Это не значит, что эти страны резко негативно относятся к России и ее народу, — объяснил такие оценки президент Центра ближневосточных исследований Мурад Садыгзаде.
Ранее вице-спикер парламента Узбекистана Алишер Кадиров призвал РФ «заниматься своими делами» после скандала из-за русского языка в школе Ташкента. МИД России сделал представление послу Узбекистана в Москве Ботиржону Асадову.