Войти в почту

Любовь Агеева — о том, как лидеры группировок стали кумирами подростков

Журналистка Любовь Агеева презентовала в Казани свою новую книгу "Стенка на стенку" об исследовании группировок

Любовь Агеева — о том, как лидеры группировок стали кумирами подростков
© Реальное время

Казанские дворы 80-х. В них рождались кумиры. Но не среди артистов или спортсменов, а среди уличных лидеров. Это время стало отправной точкой для целой эпохи легенд среди тех, кого называли "дрянными мальчишками". Журналистка Любовь Агеева посвятила свою новую книгу "Стенка на стенку" анализу того, как Казань погружалась в криминальный омут, откуда еле выбралась только к 2010-м годам.

Романтизация уличного криминала

Презентация книги Любови Агеевой прошла в Доме-музее Аксенова. Скромно, но насыщенно. Все говорили только об одном — казанские группировки, их прошлое и влияние на общество. "Я никогда не интересовалась криминалом", — начала свое выступление Агеева. Казалось бы, как может человек, далекий от мира преступности, написать такую весомую работу? Но ее журналистское чутье и огромное количество фактов, собранных в ходе расследований, помогли сделать выводы, которые бросают свет на малоизвестные аспекты криминальной Казани.

Любовь Агеева с хладнокровной точностью описывает, как лидеры криминальных группировок превращались в героев в глазах подростков. Банда "Тяп-ляп", известная своими жестокими разборками, стала символом силы для молодых ребят, которые ничего не знали о ее реальных делах. "Ребят, которые из "Тяп-ляпа", которых осудили, некоторых расстреляли, они в глазах многих подростков нашего города стали героями", — вспоминает Агеева. И в этом заключалась главная проблема — романтизация уличного криминала.

В своей книге "Стенка на стенку" она подчеркивает, что люди в Казани часто не понимали, кто был виноват. Подростки восхищались теми, кого считали "крутыми", а взрослые боялись выйти на улицы. "К нам не ездили артисты, у нас отменяли соревнования. К нам перестали приезжать абитуриенты из соседних республик", — говорит Агеева, описывая атмосферу того времени.

История банды "Тяп-ляп" не могла просто исчезнуть. Хотя тогдашние редакторы пытались замолчать тему. Агеева вспоминает, как ее коллегам запрещали писать о суде над группировкой. "Нам запретили писать про "Тяп-ляп", про суд над ними", — отмечает она. Это был один из тех моментов, когда журналистика сталкивалась с властями. И все же правда вышла наружу, хотя и спустя годы.

"Мы не поняли, что нас ждет"

Почему никто не заметил беды, которая назревала в Казани? Любовь Агеева задает этот вопрос в первой главе своей книги. "Почему мы не всполошились в свое время? Почему мы не увидели, какая беда нас ждет?" — с этими вопросами она обращается к читателю.

Первые предупреждения о формировании криминальных структур были озвучены еще в 70-х годах, но воспринимались они скептически. "Мы отнеслись к этому со всей несерьезностью. Мы не поняли, что нас ждет", — с горечью признает Агеева. И именно тогда, когда на город начали наваливаться бандитские войны, стало ясно, что это уже не просто "трудные подростки". В свою очередь, город начал жить по правилам, установленным криминальными группировками.

Однако книга "Стенка на стенку" выходит за рамки криминальных расследований. Агеева ставит перед собой задачу понять, как изменилось общество. Казанский криминал, по ее мнению, был больше чем просто проблема с правопорядком. Это был вопрос социального самосознания города, который "жил под дудку" не только преступных групп, но и собственного страха перед ними.

"Гораздо серьезнее и гораздо опаснее была его социальная сущность", — подчеркивает Любовь Агеева. Общество привыкло к тому, что криминальные элементы диктовали правила игры. И несмотря на все усилия правоохранительных органов, "отрезвление началось только после фильмов", посвященных этой теме. Это были документальные ленты Николая Морозова и Роберта Хисамова.

Ключевой момент в исследовании — отношение самих подростков к группировкам. В глазах юных казанцев банды представлялись не злом, а символом силы и товарищества. Девушки, по словам Агеевой, восхищались "парнями, которые горой друг за друга". В таком контексте бороться с криминальными структурами оказалось крайне сложно. Впервые общество начало осознавать глубину проблемы только после серии трагических событий, включая смерть глухонемого мальчика, забитого до смерти лишь за то, что он "не мог ответить, за кого мотался".

"Город поднялся, ну просто стоял на ушах", — вспоминает Агеева. Этот случай, по ее словам, стал поворотным моментом в осознании того, что подростковые банды — это не просто локальная проблема, а трагедия целого поколения.

Любовь Агеева в своей книге "Стенка на стенку" предлагает взглянуть на казанские группировки с разных сторон. Она не оправдывает этих "дрянных мальчишек", но и не делает из них только преступников. Ее задача — дать читателю возможность понять, как и почему такие структуры возникли и как общество допустило их существование.

Но главное, она поднимает вопрос, который будет звучать всегда: а что мы как общество делаем не так? Как мы можем предотвратить повторение подобных явлений? И пока эти вопросы остаются без ответа, история "Тяп-ляпа" и других казанских группировок продолжает жить на страницах книг, а также в памяти тех, кто видел их расцвет и падение.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты "Реальное время", автор телеграм-канала "Булочки с маком" и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке "Макулатура".