155 лет ненасилия: ко дню рождения Махатмы Ганди
Про таких людей принято говорить «опередил свое время». Хотя это определение чем-то напоминает самосбывающиеся пророчества. То, что мир выглядит и работает сейчас во многом именно так, как того хотел Махатма Ганди – это не повод сказать, что сейчас бы он нам пригодился, а лишь еще одно подтверждение необходимости его идей.
2 октября исполняется 155 лет со дня рождения лидера движения за независимость Индии, одного из главных политических философов-практиков недавнего прошлого, Махатмы Ганди. MIR24.TV вспоминает его биографию и рассказывает о том, как работает ненасилие.
Безбедное детство
Очень хотелось бы, чтобы Ганди был простым мальчиком из далекой индийской деревушки, а затем сам дошел до серьезных политических воззрений и изменил мир. Но это не индийский вариант. Из-за существующей неискоренимой кастовой системы и определенных исторических особенностей, никаких изменений «снизу» там ждать не стоит. Это, впрочем, индийцам и не нужно. У них в почете совсем иное: вспомните буддийскую историю Сиддхартхи Гаутамы, который долгое время безбедно жил в своем дворце, не зная зла, а затем случайно увидел на улице смерть, болезнь и старость, из-за чего навсегда изменился. Сознательно отказался от своих благ и ушел куда глаза глядят, чтобы сначала сформировать собственную философию, а затем и распространить ее по всему миру. Это, если хотите, индийский мономиф: там так принято.
Вот и история Ганди скорее соответствует такому неевропейскому идеалу. Он родился в торгово-ростовщической касте из вайшьев, а его отец и вовсе занимал пост главного министра родного Порбандара. Несмотря на знатное происхождение, Махатма, кстати, вовсе не относится к династии Неру-Ганди, которая весь XX век занимала ключевые посты в руководстве страны.
Мать Махатмы была чрезвычайно набожной, она входила в среду тех индийских женщин, которые ходили по городу исключительно с метелкой, чтобы расчищать перед собой маленьких насекомых и ненароком не задавить их. Путлибай Ганди заставляла своих сыновей следовать тем же принципам, не принимать в пищу мясо, стараться не обижать ни одно живое существо. Это существенно повлияло на будущее политика.
В 13 лет его по традиции женили на ровеснице Кастурбе, вместе с которой они проживут больше 60 лет, а в 19 лет отправили в Лондон, чтобы Махатма мог выучиться на юриста. Несмотря на то, что Ганди прилежно учился и получил хорошее образование, особенного успеха в профессии он не снискал. Тяжело быть хорошим адвокатом, если ты одновременно стараешься четко следовать всем религиозным законам и запретам. Махатма решил, что его призвание совсем в другом. И отправился покорять Южную Африку.
Путь к величию
Знакомые с историей британских колоний люди в целом должны понимать, какой ад и разруха там творились на рубеже XIX и XX веков. Ганди приехал в Южную Африку, чтобы бороться за права местных индийцев. Традиционно расистски настроенные жители этого региона, причем как белые, так и темнокожие, постоянно притесняли малочисленную индийскую диаспору. Именно там, под влиянием завязавшейся переписки со Львом Толстым, Ганди разработал концепцию ненасилия. Позже появится название «Сатьяграха» – дословно «упорство в истине».
Обретя серьезный политический вес среди индийцев, особенно интеллигенции, в 1915 году Ганди вернулся в родную страну, чтобы применить полученный опыт и знания в борьбе за независимость Индии от Великобритании. Кстати, как раз тогда он получил свое гораздо более известное имя – Махатма, что значит «великая душа». По паспорту он значился Мохандасом, а свой «титул» до конца дней не любил, считая себя аскетом, недостойным никаких хвалебных имен.
Вскоре Ганди стал лидером партии «Индийский национальный конгресс» и выдвинул свои тезисы о том, как правильно бороться с британцами. В частности, он предполагал отказ от сотрудничества с любыми государственными органами (если только это не нужно самому индийцу), полный отказ от британских товаров, чтобы пошатнуть экономику метрополии, а также сознательные ненасильственные нарушения закона, вроде отказа от выплаты налогов. Последнее он считал высшей степенью реализации своего замысла, до которой индийцы при нем так и не дошли.
Во главе освободительного движения
Удивительно, но чуть ли не первая задача, которую поставил перед собой истово верующий Ганди – это искоренение консервативных и берущих начало из религии устоев в обществе. Он, конечно, не призывал полностью отменить кастовую систему, – вряд ли что-то подобное будет на нашем веку – но зато поставил перед своими последователями задачу минимизировать разрыв между разными варнами. Он не стремился уничтожить институт неприкасаемости, но хотел существенно расширить права пораженных в них по факту рождения людей.
С этой идеей были связаны и первые покушения на Махатму. В принципе все индийцы, за редким исключением, поддерживали его борьбу с британским колониализмом, но вот методы у многих вызывали вопросы. Почему этот человек говорит, что от британцев можно избавиться только нарушив кастовую систему, которая сложилась тысячелетия назад? Да еще и к союзу с мусульманами Ганди призывает. А не скрытый ли он агент британских спецслужб, который хочет разрушить Индию изнутри? С такими идеями многие деятели освободительного движения несколько раз попытались устранить Махатму. Правда, безуспешно.
Весь мир заговорил о Ганди в 1930 году, когда он начал свой знаменитый «Соляной поход». Все дело в том, что у Британии в Индии была монополия на добычу соли. Учитывая то, что в колонии было море, из которого путем выпаривания соль мог получить вообще любой человек, такой запрет казался абсурдным. Махатма со своими сторонниками прошли почти 400 километров пешком до селения Данди на берегу Аравийского моря, демонстративно выпарили из воды соль, после чего Ганди арестовали.
Несмотря на распространенный миф, Ганди никогда не был лидером Индии. Он лишь был одним из влиятельных участников Нацконгресса, да еще и постоянно вступал с ним в противоречия. Например, особенно остро разногласия между философией Ганди и интересами Индии проявились на пороге Второй мировой войны. Нужно было решить, что делать с философией Махатмы вне страны. Распространить ли ненасилие на агрессора из-за рубежа? Считается, что Ганди пережил серьезный кризис собственной философии из-за действий Адольфа Гитлера. Впрочем, в результате от своих идей он все же не отступил и потребовал от Нацконгресса в официальном заявлении сказать, что Индия хотя бы постарается ни с кем не воевать.
Последней крупной политической кампанией Ганди стала ситуация вокруг разделения индийской колонии на Индию и мусульманский Пакистан. Махатма был сильно против размежевания людей, когда-то живших вместе, а также против установления границы между светскими и мусульманскими территориями. В 77 лет он объявил голодовку, чтобы «не видеть, как Индия уничтожает сама себя». Благодаря этой акции, на некоторое время религиозные войны прекратились, лидеры различных конфессий пожали друг другу руки.
Не желая дальнейшего сотрудничества между индусам и мусульманами, лидер одной их экстремистских общин в Индии призвал устранить неугодного Ганди. 30 января 1948 года его убили тремя выстрелами из пистолета. Последними жестами Махатма смог показать, что прощает своего убийцу.