7 удивительных фактов о Лермонтове, которые заставят иначе взглянуть на Пятигорск

Город дуэли

7 удивительных фактов о Лермонтове, которые заставят иначе взглянуть на Пятигорск
© «Это Кавказ»

Те, кто бывал на Кавминводах, наверняка слышали про город Лермонтов, основанный в 1953 году и сразу же названный именем поэта. Но немногие знают, что в русском жестовом языке город Пятигорск показывается как два пистолета, смотрящих друг на друга. Это прямая отсылка к дуэли между Лермонтовым и Мартыновым, произошедшей здесь 15 июля 1841 года.

Пророческие строки

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками» — так начинается повесть «Княжна Мери», написанная в форме дневника Печорина. «Один в один наш Домик под камышовой крышей!» — говорят об этом описании сотрудники Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова в Пятигорске.

Нет ничего удивительного в том, что писатель «подарил» собственное жилье герою своего произведения — если не знать, что домик в Пятигорске он снял в 1841 году — через год после издания романа «Герой нашего времени». Таким образом, Лермонтов предугадал картину своей будущей жизни, хотя и не собирался возвращаться на Кавказ.

Как обрести славу

Среди самых ценных экспонатов музея Лермонтова в Пятигорске — картина «Крестовая гора». Это одно из лучших живописных произведений Лермонтова. Создано оно, скорее всего, в Санкт-Петербурге в 1838 году, когда поэт писал картины по эскизам и наброскам, сделанным на Кавказе во время первой ссылки.

— Интересна судьба этого шедевра, — рассказывает сотрудник музея Елена Кривецкая. — В 1841 году, провожая Лермонтова на Кавказ, его друг, писатель Владимир Одоевский подарил ему записную книжку с трогательной надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам, и всю исписанную». Поэт же презентовал другу свою картину «Крестовая гора». На оборотной стороне картины сохранилась надпись, сделанная рукой Одоевского: «Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена мне при последнем его отъезде на Кавказ… Кн. В. Одоевский».

Последним известным обладателем этой картины был биограф Лермонтова профессор Павел Висковатый. После его смерти в 1905 году следы ее надолго затерялись. И только в 1966 году известный французский балетмейстер и коллекционер Серж Лифарь обнаружил и приобрел «Крестовую гору» на аукционе в Финляндии.

Картина была в удручающем состоянии, и Лифарь привез ее для реставрации в СССР. Здесь его уговорили оставить живописный шедевр на родине поэта. Коллекционер согласился с двумя условиями: во-первых, чтобы картину не прятали в архивах, а демонстрировали в самом посещаемом лермонтовском музее. Во-вторых, чтобы всегда упоминалось его имя. Так «Крестовая гора» попала в Пятигорский музей, и на каждой экскурсии при демонстрации картины звучит имя Сержа Лифаря.

Камень с историей

Тем, кто посещает Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, стоит обратить внимание еще на один экспонат — каменную столешницу. Она появилась в экспозиции два года назад, а до этого долгое время хранилась в семье Олейниковых — коренных жителей поселка Иноземцево, прежде называвшегося Каррас.

— По имеющейся информации, в XIX веке камень был обработан первыми архитекторами Кавминвод — братьями Бернардацци — в стиле «рустик», широко применявшемся в садово-парковом искусстве тех лет. Камень был частью садового столика при доме немецкого колониста Рошке — хозяина популярной кофейни в Каррасе, которую посещал и Лермонтов, — рассказывает сотрудник музея Екатерина Соснина. — По воспоминаниям членов семейства Рошке, поэт любил работать за этим столом — рисовать и делать записи в своей записной книжке.

Известно, что на роковую дуэль Лермонтов отправился из Железноводска, а по дороге к подножию Машука обедал в кофейне Рошке. Возможно, он сидел как раз за этим каменным столом.

Отчаянный храбрец

Одним из 14 стихотворений, которые Лермонтов успел записать в подаренную Одоевским записную книжку, стал «Сон».

Многие считают, что стихи стали пророческими — поэт довольно точно описал собственную гибель. Но это и воспоминание о прошлом. Лермонтов действительно служил в Дагестане, участвовал в боях с горцами возле Темир-Хан-Шуры (ныне город Буйнакск) и был ранен в грудь. Сослуживцы вспоминали, что он был «отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов». Лермонтова несколько раз представляли к наградам. Однако Николай I не жаловал его — и за дерзкое стихотворение «Смерть поэта», и за склонность к дуэлям.

«Место для стреляния»

Обелиск из кисловодского доломита, установленный на склоне Машука, известен среди туристов как мемориал на месте дуэли Лермонтова и Мартынова. Однако на самом деле поединок состоялся не здесь.

Первый памятный камень в этом месте был установлен в 1878 году пятигорскими фотографами Раевым и Энгелем. Через несколько лет были открыты документы следствия по факту дуэли, где описано место преступления.

«Это место отстоит на расстоянии от города Пятигорска верстах в четырех, на левой стороне горы Машухи, при ее подошве. Здесь пролегает дорога, ведущая в немецкую Николаевскую колонию. По правую сторону дороги образуется впадина, простирающаяся с вершины Машухи до самой ее подошвы; а по левую сторону дороги впереди стоит небольшая гора, отделившаяся от Машухи. Между ними проходит в колонию означенная дорога. От этой дороги начинаются первые кустарники, кои, изгибаясь к горе Машухе, округляют небольшую поляну. Тут-то поединщики избрали место для стреляния», — говорится в «Заключении следственной комиссии об осмотре места дуэли».

Исследователи склоняются к версии, что поединок произошел у Перкальской скалы, но координаты теперь установить невозможно. Одно известно точно: стрелялись не там, где ныне стоит обелиск. Но именно на этом месте проводились панихиды и сменилось уже 4 памятника. Последний появился в 1914 году, к нему и ходят нынешние туристы.

Кстати, памятник первому захоронению Лермонтова в Пятигорске тоже установлен весьма приблизительно. Настоящее место могилы, где тело поэта пролежало 8 месяцев, пока бабушка не перевезла его в усадьбу Тарханы, забыто.

А была ли дуэль?

Официальное известие о смерти Лермонтова гласило: «15 июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». Скорее всего, дуэль не упоминалась, чтобы защитить секундантов: Николай I категорически запрещал дуэли и строго наказывал их участников.

Сейчас из школьной программы все знают, что поводом для рокового поединка стали насмешки, которым Лермонтов публично подвергал Мартынова. То же самое утверждал и сам Мартынов во время следствия.

Однако позднее он говорил: «Обиднее всего то, что все на свете думают, что дуэль моя с Лермонтовым состоялась из-за какой-то пустячной ссоры на вечере у Верзилиных. Между тем это не так… Нет, поводом к раздору послужило то обстоятельство, что Лермонтов распечатал письмо, посланное с ним моей сестрой для передачи мне».

Есть и другое предположение: поэт каким-то образом задел честь сестры Мартынова Натальи. Современники считали, что она стала прототипом княжны Мери. Среди фанатов Лермонтова существует даже фантастическая версия, что дуэли не было, что Мартынов обманом заманил обидчика в безлюдное место и там убил.

Известно, что поэт много говорил о дурных предчувствиях. За считанные дни до гибели он сказал: «Чувствую — мне очень мало осталось жить». Но, как ни странно, ссору с Николаем Мартыновым молодой поручик серьезно не воспринял и даже обронил по-французски: «Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями».