Из избы в центре в храм на окраину Новосибирска – староверы отметили 25-летие собора
На нелегальном положении
Хор, показ моделей, полевая кухня, гости из Томска, Бийска, Кузбасса, Барнаула и Казахстана и даже реклама по всему городу. Суровые новосибирские староверы сейчас открыты миру и полностью интегрированы в общество, рассказывает Александр Емельянов. Но сначала последователи протопопа Аввакума ехали в поселок строителей Транссиба, чтобы жить, не привлекая лишнего внимания.
Фильм об истории местной общины сейчас монтируют в Новосибирске. Как говорят его создатели, удалось снять полный метр с элементами игрового кино.
Материалы музея истории старообрядчества Сибири. Фото Андрея Заржецкого.
Первые новосибирские староверы строили Транссиб, занимались торговлей и предпринимательством, обрастали связями и богатством. Особняки зажиточных старообрядцев до сих пор стоят в центре Новосибирска. В доме купца Ефремова на улице Коммунистической сейчас размещается вневедомственная охрана, а промышленник-старообрядец Тарас Чернышев вошел в топонимику города Чернышевским спуском и ЖК «Чернышевский». Писатель Николай Чернышевский никакого отношения ко всему этому не имеет.
«Староверы были людьми уважаемыми в городе, но официально зарегистрировать общину удалось только после 1905 года, когда Николай II даровал свободу вероисповедания – старообрядцы были уравнены в правах, а в 1906 году был издан манифест о порядке регистрации старообрядческих общин», – рассказывает Александр Емельянов.
Храм-изба в центре Ново-Николаевска
Уже на легальном основании с 1907 года новониколаевские старообрядцы начали вести богослужение в доме одного из активистов общины. В домовой каменной церкви в районе современного театра кукол службы по старому обряду вел священник. На деньги общины было открыто одноклассное училище для детей старообрядцев. В этом же районе планировали возвести первый полноценный храм, но наступил 1917 год – революция, гражданская война, гонения на священнослужителей.
В 1929 году общинный дом в центре города отобрали под детский сад по требованию женщин-работниц текстильной фабрики. Как считает Александр Емельянов, все было сделано в лучших традициях рейдерских захватов.
Экспонаты музея истории старообрядчества Сибири. Фото Андрея Заржецкого.
«По закону в советской России гражданам гарантировалась свобода совести и свобода вероисповедания, но по факту, общины верующих, зарегистрированные как юридические лица, должны были платить несоразмерный налог на свои здания. То есть – вы ходите, молитесь, но налог платите непосильный. Многие приходы вынуждены были отказаться от собственности в пользу государства. Так оно и случилось со зданиями старообрядцев в центре Новосибирска».
В годы репрессий многие старообрядцы, как и все религиозные деятели, попали в жернова истории. «Были убиты практически все сибирские архиереи – список приличный, у нас есть все эти имена», – рассказывает руководитель музея сибирского старообрядчества.
Для тех, кто ушел от репрессий начались очередные скитания по миру. Люди уходили через Забайкалье в Маньчжурию, Черным морем в Турцию, на Кипр и в Египет. Многие сибирские старообрядцы прожили в Харбине до китайской культурной революции. Потом люди двинулись в Канаду, США, Латинскую Америку и Австралию, часть вернулась обратно в Россию, в том числе в Новосибирск.
Верующие стали возвращаться в храмы, а священники из лагерей в разгар Великой Отечественной войны. На этой волне в 1946 году старообрядцы Новосибирска вновь подали прошение о регистрации общины.
Старообрядцы на официальном положении в СССР
Община старообрядцев советского Новосибирска располагалась в Ельцовском овраге в районе современного ТЦ «Ройял Парк». В деревянном доме без куполов и крестов был обустроен алтарь, шли службы, был свой священник. Тихую общинную жизнь нарушили планы по реализации генплана застройки города. Участок с молельным домом изъяли для городских нужд и предписали старообрядцам сменить место пребывания.
«Предложили место на улице Пестеля, в частном секторе на 1-й линии от Мочищенского шоссе. Община перебралась туда, перевезли дом, сделали пристройку, купол и крест. И вот старый полухрам-полуизба, где старообрядцы молились, стоит до сих пор», – по словам Александра Емельянова, место под первый каменный старообрядческий храм в Новосибирске освятили только в 90-м году.
Новые староверы
Сейчас кафедральный собор во имя Рождества Богородицы – это центр Новосибирской епархии старообрядческой церкви, которая включает в себя Новосибирскую область, республику Алтай, Алтайский край, а также Омскую и Тюменскую области.
Еще в 1992 году Сибирская епархия была практически бескрайней: от Урала до Дальнего Востока, включая Казахстан, Узбекистан и Киргизию. Сейчас количество архиереев и приходов позволило разделить эту территорию.
По словам Александра Емельянова, сейчас духовная жизнь общины сосредоточена в храме, а в остальном старообрядцы – современные люди, включенные в повседневную жизнь. Лишь половина из них потомственные сибирские староверы, остальные – новообращенные. В обычной жизни сторонников древнерусской традиции богослужения не опознаешь. Борода сейчас в моде не только у староверов.
«Но, скажем так, стриптизёров и артистов у нас нет. Верующий человек в чем-то все равно себя ограничивает, особенно в той сфере жизни, которая так или иначе соприкасается со страстями, пороками и грехами», – объясняет Александр Емельянов.
Новосибирские старообрядцы Белокриницкого согласия не живут в затворе: ведут соцсети, служат на СВО, поют не только в храмах. Но при этом хранят традиции и обряды независимо от времени и места своей жизни.