Война и мир Джанго Рейнхарда. Музыка во время Второй Мировой войны

Джаз-мануш, цыганский джаз или цыганский свинг, зародился в 30-х в Париже. Его родоначальником был гитарист Джанго Рейнхарт. Его музыку исполняют и сегодня. Так, в Клубе Алексея Козлова каждое воскресенье проходит Acoustic Jam Session, где встречаются профессионалы и любители, чтобы поиграть музыку Джанго Рейнхардта, Бенни Гудмана, Дюка Эллингтона, Джорджа Гершвина и других великих композиторов и музыкантов. А 22 ноября Lu Golovina Quartet в своём концерте даст ответ на вопрос, чего в жанре больше – традиции или экспериментов? Джаз-мануш стал очень популярен в годы Второй Мировой войны. О том, как его использовали в интересах пропаганды и об абсурдистских правилах исполнения — в нашей статье. Знаете, кто был самым популярным музыкантом во Франции во времена II мировой войны наравне с Эдит Пиаф? А был это Джанго. Джаз-мануш гитарист и композитор Джанго Рейнхард. Страшное начало 40-х прошлого века, как это ни странно, оказалось золотой эрой джаза в Европе. В оккупированной Франции джаз оказался по обе стороны баррикад: одновременно был и врагом Рейха, и инструментом пропаганды: с одной стороны, любой мог попасть в концентрационный лагерь лишь за прослушивание джазовой пластинки, а с другой — немецкие солдаты просто обожали джаз. Как такое случилось? Объясняет биограф Джанго Майкл Дрегни в интервью NPR: «Немцы использовали Париж в качестве «центра отдыха и расслабления», и когда солдаты приезжали, они хотели вина, музыки и женщин. Для них джаз был популярной музыкой, а Джанго — самым известным джазовым музыкантом в Париже… И это действительно был золотой век свинга в Париже, при том, что джаз играли цыгане рома!» Многие европейские цыгане ежедневно сталкивались с жуткими последствиями расовой ненависти, а джаз Геббельс называл не иначе, как «американо-негритянской музыкой из джунглей» и говорил, что джаз должен быть искоренен, так как сочетает в себе всё самое худшее от черных и евреев. Таким образом, во время II Мировой войны целая плеяда джазовых музыкантов, подвергавшаяся смертельным гонениям по национальному признаку, пережила Холокост благодаря тому, что играла демонизированную музыку для нацистских офицеров. Военное время стало для Джанго плодотворным: он ездил в многочисленные туры по всей Европе со своим «новым Квинтетом», а на его столе редко когда отсутствовали деликатесы, и это в то время, когда весь Париж голодал. Рейнхардта часто критиковали за то, что тот остался в оккупированном Париже и выступал преимущественно для немецких офицеров. Однако, если послушать записи тех лет (не очень хорошего качества), вы услышите множество отсылок к еврейской клезмерской музыке, что является рискованной ироничной отсылкой к немецкой оккупации. Кто-то говорит, что война прошла мимо Джанго из-за того, что единственное, что его интересовало на тот момент, были «музыка, девушки и казино», сам Джанго громогласно заявлял, что «лучше жить в страхе в собственной стране, чем на чужбине». Но на самом деле он просто был заперт во Франции, а все его попытки бежать заканчивались полным провалом. Несмотря на безумную популярность, Джанго постоянно опасался за свою жизнь и жизнь своей семьи. Джанго продолжал выступать в оккупированной Франции лишь благодаря безумной удаче и одному немецкому офицеру Дитриху Шульцу-Кёну, по совместительству неистовому фанату джаза и самого Джанго, который не раз вытаскивал музыканта из передряг и даже «прикрывал» выступления Джанго. Более того, Дитрих стал не просто покровителем музыканта, но и публиковал нелегальный подпольный информационный бюллетень, больше известный как «Записки путешественника», о джазовой сцене в городах западной Европы, завоеванных Германией, Собственно отсюда и прозвище Дитриха — Doktor Jazz. Однако, все было намного сложнее. Когда глава Министерства пропаганды Йозеф Геббельс приехал в захваченный Париж в 1940-м году, он объявил, что «столица Франции должна быть прежним «Городом света», даже среди мрака войны, живым и веселым, чтобы показать Англии символ новой Европы, управляемой Рейхом». Геббельс понимал, какой силой воздействия обладает джаз, поэтому руководствовался лозунгом «Не можешь побороть – возглавь». Для солдат Рейха поездка в Париж должна была восприниматься как награда, — отсюда женщины, алкоголь и, конечно же, модная музыка — джаз. Фраза «Однажды в Париже!» стала слоганом счастливой жизни после войны на устах всех солдат того времени и из сегодняшнего дня воспринимается как мечта о Диснейленде для тех, кому 21+. Появился такой термин, как swingfront, что буквально переводится как «свинговый фронт». Дело в том, что нацисты нанимали известных европейских джазменов, чтобы те исполняли джазовые шлягеры с переделанными текстами, чтобы транслировать их на англоговорящую аудиторию. Так Геббельс возглавил золотую эру свинга в Европе. Но и это не единственная причина невероятной популярности джаза в Европе. В 1946 году Down Beat пишет что для французов «джаз стал символом свободы, или последним связующим звеном, с внешним свободным миром». Из-за своей жанровой безграничности и иностранного влияния, джаз оказался антитезой фашистскому режиму. На одном уровне, музыканты считали, что они восстанавливают гордость Франции и борются против фашистского режима. На другом уровне, джаз воспринимался французами как завуалированный намёк на Америку – после того, как США вступили во Вторую мировую войну. Ключевой фигурой в этой борьбе, как раз, оказался Джанго, посмев совместить традиции цыган с американскими джазовыми ритмами. Однако, он буквально ходил по лезвию ножа. Согласно расовой теории, быть цыганом было преступлением, а быть джазменом – «дегенеративным культурным оскорблением». Однажды он пытался бежать в Швейцарию узнав, что цыган тоже стали отправлять в газовые камеры но его поймали на границе. Спасло очередное удачное стечение обстоятельств — немецкий офицер оказался его фанатом. Не стоит забывать, что для борьбы с американской музыкой, считавшейся «международным заговором американо-иудео-негритянского декаданса, разрушающего умы и мораль немецкой молодёжи», был создан «Пропагандастаффель», — первое суперэффективное цензурное бюро. Перед каждым концертом Джанго и другие исполнители должны были «предоставлять свои программы песен на утверждение в Министерство пропаганды, чтобы оно могло контролировать исполнение «дегенеративной музыки» ещё до того, как прозвучат первые ноты» – об этом подробно рассказал биограф Джанго Майкл Дреньи. В своих мемуарах известный чешский публицист и саксофонист-любитель Жозеф Шкворецки вспоминал регламент из 10 пунктов, выпущенный Гауляйтером Рейха для протектората Богемии и Моравии (находившийся на территории современной Чешской республики). Список включал в себя подробные правила исполнения джаза времен нацистской оккупации. Вчитайтесь в его текст: Произведения в ритме фокстрота (так называемый свинг) не должен превышать 20% репертуара эстрадных оркестров и танцевальных ансамблей. В так называемом джазовом репертуаре предпочтение должно быть отдано композициям в мажорной тональности и текстам, выражающим радость, а не по-еврейски мрачным текстам. Что касается темпа композиций, предпочтение также должно быть отдано бодрым композициям, а не медленным (так называемому блюзу); Тем не менее, скорость не должна превышать определенного уровня аллегро, соизмеримого с арийским чувством дисциплины и сдержанности. Недопустимо превышение темпа до негроидного (так называемого горячего джаза). Так называемые джазовые композиции могут содержать не более 10% синкопирования; остальное должно содержать естественные движения легато, лишенные истеричных смен ритма, характерных варварским расам и располагающим к тёмным инстинктам, чуждые немецким людям (так называемые риффы). Строго запрещено использование инструментов, чуждых немецкому духу (так называемые каубеллы, щётки, флексатоны и т. д.), равно как и сурдин, которые превращают благородный звук духовых инструментов в еврейско-масонский вопль (так называемых квакушек и «шляп»). Также запрещены так называемые барабанные брейки дольше чем пол такта в размере четыре четверти (кроме стилизованных военных маршей). В джазовых композициях контрабас может быть использован только со смычком. Строго запрещено щипать струны, так как это портит инструмент и вредит арийской музыкальности. Если так называемый эффект пиццикато абсолютно необходим для характера композиции, следует строго следить чтобы струна не стучала по сардине, что впредь запрещено. Таким же образом музыкантам запрещено вокально импровизировать (скэтить) Всем эстрадным оркестрам и танцевальным группам настоятельно рекомендуется ограничить использовать саксофоны любых тональностей и заменить их виолончелью, виолой или любым другим народным инструментом. Но даже эти строгие правила не помешали Джанго осуществить свой грандиозный замысел — записать альбом с биг-бэндом! Первая сессия в студии на которой собрались главные звёзды французского джаза, состоялась в 40-м году, в самый разгар войны. Вероятно, таким образом Джанго пытался сделать свинг более близким арийскому духу, похожим на музыку Вагнера и марши. Однако главным произведением Джанго военных лет стала композиция Nuages, ставшая своеобразным гимном оккупированной Франции.С окончанием войны вернулись многие джазовые музыканты, и джаз еще несколько лет оставался доминирующим музыкальным стилем, создавая определенную музыкальную преемственность среди хаоса, наступившего после освобождения.

Война и мир Джанго Рейнхарда. Музыка во время Второй Мировой войны
© Ревизор.ru