Страна простилась с великим хирургом Ренатом Акчуриным
Он до 70 с лишним лет держал в руках скальпель, руль и отдел сердечно-сосудистой хирургии. Отказываясь от предложений высоких должностей. "В нашей команде нет второстепенных лиц. Все главные. И это главное", - говорил Акчурин. Он любил английское выражение Heart team - то есть сердечная команда, конечно имея в виду и коллектив лаборатории, дружно делающий добрые дела, помогая людям оставаться на этом свете. И сам был человеком сердечным, честным, скромным и мужественным - создавая и внедряя фактически с нуля новые методики, беря на себя ответственность за жизни не только президентов, но и пенсионеров, детей, солдат и коллег.
… К гробу, стоящему на сцене Большого зала 1 корпуса НМИЦ кардиологии имени академика Евгения Чазова, очередь тянется по всему второму этажу. Пришедших проститься с великим хирургом пускают в зал небольшими партиями. Профессора в строгих пиджаках с охапками роз, парни в футболках вовсе без цветов, дамы в элегантном черном, врачи в белых халатах, пенсионеры с палочками… На экране за гробом сменяют друг друга фотографии Акчурина: веселый академик под заснеженной елкой, молодой врач в летней панаме, у постели прооперированного Бориса Ельцина, с профессором Дебейки, в маске и без маски... Одинаково узнаваемый.
"Однажды его жена резала арбуз и сильно повредила палец, - вспоминает ожидающий своей очереди Георгий, однокашник Акчурина и его сосед по комнате в общежитии, хирург в Институте мозга. - И он, не теряя времени, тут же зашил глубокую рану. Тоже своего рода микрохирургия - на женском пальчике…"
В Большом зале НМИЦ кардиологии собрался цвет отечественной медицины, перед фамилией почти каждого выступающего ведущий произносил слово "академик". Каждый вспоминал о своем опыте общения с ушедшим великим коллегой, одни спокойно и ровно, другие не смогли сдержать эмоций. Директор Центра онкологии имени Блохина академик Иван Стилиди говорил о том, что Акчурин подарил жизнь тысячам пациентов, разработав подходы к лечению онкологических больных с сердечно-сосудистой патологией.
Академик Амиран Ревишвили вспоминал, что Акчурина называли чеховским врачом - настолько он был внимателен к людям и интеллигентен. А академик Юрий Белов говорил о том, как Акчурин оперировал - незаметные, но очень ловкие кошачьи движения, ни одного резкого слова...
Обычно, когда хоронят профессионала, все говорят о его профессиональных заслугах и качествах. В Акчурине непонятно чего больше - личность или профессионал, одно ясно - это был человек с чистым сердцем, широкой душой. Задача следующего поколения врачей - беречь его память и все, что он сделал, и вести его дело дальше. Идти за ним, то есть впереди всех.
Михаил Мурашко, министр здравоохранения РФ, выступая на панихиде, говорил о том, что Ренат Сулейманович всегда выбирал сложные направления для работы. Его достижения активно развиваются и применяются в деле. Кандидатская Акчурина касалась микрохирургической реплантации пальцев и кисти - и сегодня врачи-специалисты спасают бойцов на передовой, пользуясь наработками Рената Сулеймановича. Потом он делал колоссальные открытия в мировой кардиологии. Акчурин - это символ инноваций в нашей медицине, внедряя свой опыт в практическую медицину, он всегда достигал результатов. Его имя навсегда останется в истории мировой кардиологии.