"Перенимали друг у друга лучшее". 80 лет назад Тыва и Советский Союз стали одним целым

Начало сближения

"Перенимали друг у друга лучшее". 80 лет назад Тыва и Советский Союз стали одним целым
© ТАСС

В конце XIX века эта земля была известна как Урянхайский край, полтора столетия находилась под властью Цинской империи и управлялась ее вассалами из Монголии. В 1914 году тувинцы сумели избавиться от владычества южных соседей и добровольно перешли под протекторат России. Несколько раньше в регионе появились русские переселенцы. Как отметил красноярский историк Алексей Елисеенко, они принесли с собой новые формы хозяйствования, отличные от существующих в Урянхае.

"Получился своеобразный обмен практиками ведения хозяйства, лучшими на тот период времени. Соответственно, этот обмен вылился в сближение культур, экономических и деловых процессов. То есть русские и тувинцы перенимали друг у друга лучшее. 1914 год был знаковым, тогда основали Белоцарск (ныне Кызыл, столица Республики Тыва — прим. ТАСС)", — подчеркнул Елисеенко.

Гражданская война в России несколько притормозила интеграцию, однако не остановила процесс сближения. В 1921 году была провозглашена Тувинская Народная Республика, ставшая близким союзником Советского государства. Через 20 лет республика без колебаний поддержала СССР в борьбе с нацизмом.

Братство по оружию

Вечером 22 июня 1941 года, в первый день вторжения нацистской Германии и ее союзников в СССР, Тува объявила агрессору войну. На съезде Великого хурала была принята декларация, в которой заявлялось о намерении "всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора до окончательной победы над ним".

Республика передала Советскому Союзу весь свой золотой запас и все добывавшееся золото, половину поголовья домашнего скота. Из Тувы потоком шли "красные обозы" с одеждой, продовольствием, лекарствами для бойцов Красной армии. С первых дней войны на фронт уходили добровольцы, сначала из числа живших здесь советских граждан, а с 1943 года их ряды пополнили и тувинские добровольцы.

Широкую известность получили минометчики из Каа-Хемского кожууна (района) братья Шумовы, ярко описанные в заметках военкора ТАСС Павла Лукницкого. Четверо родных и два двоюродных брата служили в одной минометной батарее, участвовали в обороне Ленинграда. Из шестерых братьев трое погибли.

"Все они — спокойные, уравновешенные, хладнокровные. Лица у всех — открытые, ясные, добродушные, сосредоточенные. Все блондины или светлые шатены. Между собой разговаривают тихо, размеренно, на том танну-тувинском языке, который стал им родным с детства; в общении с окружающими переходят на русский язык. Они полны гордости за свою могучую семью, они никогда не солгут, не слукавят, все делают дотошно, добросовестно, накрепко. Тесно связаны братством, один без другого скучают, но очень дисциплинированны, и если кто-либо из них получает отдельное поручение, то выполняет его так же охотно и беспрекословно, как выполняют общее, "семейное" дело, в котором каждый благодаря своей силе, росту и сноровке работает за десятерых", — так описывал их Лукницкий в своей книге "Ленинград действует".

Добровольческий тувинский кавалерийский эскадрон капитана Тюлюша Кечил-оола особо отличился при освобождении украинского города Ровно от гитлеровцев. Командование 8-й гвардейской дивизии назвало кавалеристов "орлами Саянских хребтов", а Кечил-оол за героизм и отвагу был награжден звездой Героя Советского Союза.

"Это была предыстория к событиям 1944 года. 20–30-е военные годы — это время союзнических отношений между народами. Далее был уже следующий, закономерный шаг. По сути, две стороны-победительницы, а после трех лет войны уже не было сомнений в том, кто победит, теперь объединились в одну, создав нечто более мощное", — подчеркнул Елисеенко.

1944 год

Очередной шаг в процессе интеграции был сделан 17 августа 1944 года на Чрезвычайной VII сессии Малого хурала трудящихся ТНР. "Весь 23-летний путь свободного революционного развития прошел тувинский народ в братском содружестве с великим советским народом. Могучее Советское государство под солнцем Сталинской Конституции обеспечило расцвет материальных и духовных сил великих и малых народов в единой социалистической семье. Жить и трудиться в этой семье — заветное желание тувинского народа. У него нет другого пути, кроме пути Советского Союза. Выполняя непреклонную волю и горячее желание всего тувинского народа", — говорилось в подготовленной на сессии декларации, в завершение которой участники просили принять ТНР в состав СССР на правах автономной области РСФСР.

В Москву была направлена делегация во главе с лидером Тувы — 43-летним Салчаком Тока. Именно он выступил с краткой речью 11 октября на заседании Верховного Совета СССР. Следствием данного заседания стал тот самый указ "О принятии Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик", подписанный Михаилом Калининым.

Еще через несколько дней, 13 октября 1944 года, Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ о принятии ТНР в состав РСФСР на правах автономной области. В октябре 1961 года область преобразована в Тувинскую АССР, которая с августа 1991 года носила название Республика Тува, а с октября 1993 года — Республика Тыва.

Обрел новую экономику

Как рассказала доктор исторических наук, профессор Тувинского государственного университета Зоя Доржу, жители республики положительно оценили вхождение в состав России. Так, например, считали тувинский доброволец — гвардии старший лейтенант Оюн Оолак из села Ээрбек, другие простые жители. Общая оценка была, что это присоединение к сильному государству, которое поддерживало Туву и помогало ей.

"Иначе тувинцы потеряли бы себя, так объясняли даргалары (начальники) — партийцы и ревсомольцы, да это понимали и мы сами", — привела Доржу мнение людей.

Исполнительный директор Союза краеведов Енисейской Сибири Александр Дементьев отмечает, что вхождение Тувы в состав России имеет важное значение как для самого региона, так и для страны в целом. Это способствовало не только культурному обмену и социальной интеграции, но и росту экономики.

"После вхождения в состав России Тува появилась в стратегических документах советского правительства. В 1970-е годы улететь на самолете из Кызыла можно было во многие точки Советского Союза, включая Москву. Резко усилились темпы индустриализации, объемы вложений в аграрный и транспортный комплексы, в культурное строительство. За пару десятков лет республика стала аграрно-индустриальной, — отметил Елисеенко. — Темпы роста считать особого смысла нет — регион обрел новую, современную на тот момент экономику, с достаточно большими объектами энергетики и горной промышленности, с развитой местной перерабатывающей индустрией".

Андрей Мармышев