О трудовых подвигах белорусов на БАМе повествует выставка на ВДНХ
Комбинат панельного домостроения и завод железобетонных изделий на БАМе был возведен полвека назад руками молодых белорусских строителей. На выставке "Белорусы на БАМе. 50 лет стройке века", которая презентована 11 октября в павильоне ВДНХ, рассказывается и об участии белорусского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ.
Шефство РБ над Байкало-Амурской магистралью имеет солидную биографию. А начало ей положили 25 молодых добровольцев, который в апреле 1974 года прямо из Кремлевского дворца съездов был направлены в три самые горячие точки БАМа: к будущим поселкам Звездный, Тындинский и город Шимановск. Затем был сформирован Белорусский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ, который за время своего существования построил и щебеночный завод в Шимановске.
Особые страницы в летопись стальной магистрали вписал ударный молодежный отряд имени Николая Кедышко, который заложил фундаменты всех основных зданий и сооружений станции Золотинка на линии Тында - Беркакит. Руками молодых белорусов посреди тайги был построен и благоустроенный поселок, проложены десятки километров автомобильной и железной дорог. Множество юношей и девушек из Синеокой трудилось и на других участках стройки столетия.
Вглядываясь в документы и личные вещи будущих героев, знакомясь с летописью минувшего столетия, многое по-новому вырисовывается и в образах молодых покорителей Дальнего Востока, констатируют обозреватели.
Особое место на выставке занимают работы известного гродненского фотомастера Александра Лосминского, который в качестве журналиста освещал это грандиозное строительство. Примечательно, что сегодня на церемонию открытия экспозиции пришли не только те, кто участвовал в покорении Восточной Сибири, но и нынешние белорусские студенты, которые в составе стройотрядов продолжают славные традиции своих предшественников.
Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев на открытии выставки подчеркнул, что строители БАМа пользуются огромным уважением в Беларуси и в России. "Потенциалом этой удивительной магистрали, перспективами ее развития доказано, что это был великий и особо значимый проект. Люди, кто сознательно выбрал для себя трудовой подвиг и кого пытались опорочить в начале 90-х, сегодня справедливо получают наше признание, уважение и подтверждение того, что их труд был чрезвычайно важен", - резюмировал он.
Ярчайшей страницей "в судьбе нескольких поколений и одним из самых масштабных инфраструктурных проектов в истории человечества" назвал БАМ и глава дипломатической миссии РБ в России Александр Рогожин.
Более шестидесяти тысяч белорусов, уточнил он, принимали самое активное участие в строительстве магистрали, "демонстрируя всему миру, на что способны настоящие патриоты, объединенные великой целью". Отрадно, добавил он, что спустя десятилетия белорусская молодежь снова едет строить объекты на легендарной железнодорожной магистрали БАМ-2.0.
Кстати, слова госсекретаря о важности БАМа подтвердил и начальник объединения "Белорусская железная дорога" Валерий Веренич, назвав магистраль, как и весь Восточный полигон, "стратегически важной артерией, символом дороги будущего и мощным импульсом экономического развития".
Эта выставка, по его словам, в очередной раз показывает, что "дружба между народами может решать задачи любого уровня сложности".