На Кавказе веками боролись с кровной местью. Почему жестокий обычай до сих пор уносит жизни людей?

10 октября глава Чечни Рамзан Кадыров пригрозил кровной местью сенатору от Дагестана, миллиардеру Сулейману Керимову и двум депутатам Госдумы — Бекхану Барахоеву и Ризвану Курбанову. По словам Кадырова, сенатор и депутаты пытались заказать его убийство — и тому есть свидетели. Глава Чечни пообещал официально объявить кровную месть Керимову, Барахоеву и Курбанову в том случае, если они не докажут свою непричастность к преступлению. Само явление кровной мести в современной России не выглядит чем-то удивительным: она существовала и в Российской империи, и в Советском Союзе, однако отношение к ней со стороны властей и правоохранительных органов всегда было крайне неоднозначным. Историю кровной мести в стране изучил корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.

На Кавказе веками боролись с кровной местью. Почему жестокий обычай до сих пор уносит жизни людей?
© Lenta.ru

14 октября 2024 года, Казань. Из ворот исправительной колонии №2, расположенной на Производственной улице, с улыбкой на лице выходит мужчина кавказской внешности: он только что отбыл 12-летний срок за изнасилование. Но едва он делает несколько шагов, звучат выстрелы — и теперь уже бывший заключенный падает, корчась от боли.

Получив пули в живот и лицо, он выживет лишь чудом, а стрелка, земляка потерпевшего дагестанца, сразу же задержат. На допросе мужчина признается: он действовал из кровной мести. Ведь много лет назад потерпевший изнасиловал его жену — и все эти долгие годы стрелок ждал подходящего момента для расплаты.

***

Явление кровной мести издревле существовало у славян и постепенно стало терять свое значение лишь с развитием государственной власти. Так, арабский писатель Ибн-Даста в первой половине X века описывал существовавший тогда обычай судебного поединка, или судебного поля.

Если кто на Руси имеет дело против другого, то зовет его на суд к князю, пред которым и препираются обе стороны. Дело решается приговором князя. Если же обе стороны недовольны этим приговором, окончательное решение предоставляется оружию: чей меч острее, тот и берет верх. При борьбе присутствуют родичи обеих сторон, вооруженные Ибн-Даста арабский писатель

В письменном договоре между русскими и греками в 911 году было закреплено правило «ограниченной кровной мести» — его суть в том, что каждый может лишить жизни человека, совершившего расправу, прямо на месте преступления.

Примерно в то же время византийский путешественник Лев Диакон, описывая болгарский поход Святослава, утверждал, что русские имеют обыкновение решать распри «кровью и расправой», но не давал подробных описаний. В «Русской правде» от 1016 года — первом русском кодексе — принцип кровной мести был закреплен, пусть и в ограниченном виде.

Роль кровной мести в мировой истории: справка «Ленты.ру» Кровная месть возникла еще в общинно-родовом строе — и, по мнению многих юристов, является первым отражением стремления человека к справедливости и равенству, в том числе в отношении внутри племени и с другими племенами. Говоря научным языком, она возникла как первое средство правового регулирования. В первобытно-общинном строе кровной мести не существовало по весьма меркантильным причинам: расправа над одним человеком приносила вред всей общине — но расправа над преступником наносила двойной ущерб и ослабляла общину перед соседями. Однако в родоплеменном строе кровная месть была необходима как отражение принципа справедливости. Дело в том, что расправа над членом общества приводила к дисбалансу сил между общинами, и чаша весов склонялась к общине, член которой лишил другого жизни. И если расправу оставить без ответа, это приведет к новым расправам, а впоследствии и к уничтожению всей общины. По этой логике, расправа над обидчиком вернет баланс сил, а также послужит предупреждением соседям, что никто не останется безнаказанным за преступление. «Когда одна сторона нанесла ущерб, произошло нарушение справедливости, которая должна быть восстановлена. Самый первый способ ее восстановить — это возмездие, нанесение потерпевшей стороной точно такого же ущерба стороне обидчика. Это начиналось как правоохранительный механизм, но постепенно он устарел и стал противоправным», — рассказывает кандидат юридических наук Андрей Зюков, автор учебного пособия «Кровная месть: внеправовой обычай и государственно-правовая политика». Механизм кровной мести мог быть только временным: она порождает целую цепочку расправ и могла закончиться только тогда, когда род и племя исчезали полностью — то есть мстить дальше было просто некому. Чтобы не допустить этого, стали возникать так называемые пороги, первым из которых стал талион (от латинского talioni — возмездие). Талион — это принцип равного возмещения, уравнения ущерба и наказания, а затем и строгое ограничение кровников. За соблюдением порогов следили наиболее авторитетные члены общины. Так возник самый первый суд — третейский. Поэтому можно сказать, что сама юстиция выросла из родоплеменной кровной мести. С возникновением первой государственности принцип талиона был зафиксирован в письменных законах. Так, в табличках Хаммурапи (Уголовном кодексе древнего Междуречья, 1750 год до нашей эры) за развод предписывалось уже не лишать женщину жизни, а выплачивать взнос храму. Параллельно право на насилие практически повсеместно становилось монополией власти. «За удар по лицу применялся символический талион — виновному отрубали кисть руки, которой был нанесен удар. Но в ряде случаев это заменялось денежным штрафом, в зависимости от социального положения потерпевшего и обвиняемого. А вот чтобы не снижать ценность раба, тому отрезали не руку, а ухо — болезненно, заметно, но дешево», — говорит Андрей Зюков. Если же строитель плохо построил дом, тот рухнул и унес жизнь хозяина, такого строителя надлежало казнить. При этом если в развалинах дома лишился жизни еще и сын хозяина, то расплатой за это должна была стать жизнь сына строителя. Между тем в Древней Греции и Древнем Риме кровная месть практически сошла на нет, хотя периодически про нее вспоминали. Правда, происходило это скорее по политическим мотивам: так, формальным поводом к войне императора Константина Великого против императора Марка Максенция стала кровная месть за расправу над отцом. После победы Константин Великий сделал государственной религией христианство и ныне почитается как святой. Нарицательным стал изложенный в Ветхом Завете принцип «Око за око, зуб за зуб». Аналогичные принципы можно найти и в древнеримских «Двенадцати таблицах», и в древнеиндийских законах Ману, и почти во всех юридических памятниках: за расправу отвечали расправой, но решение принимал суд, а реализовывала наказание власть. Лишь там, где государственной власти не было или же она была слаба, общество возвращалось к принципу кровной мести. Самый известный пример — история Ромео и Джульетты из Вероны, где представителем власти был народный капитан Бартоломео I делла Скала. Он предпочитал решать дела миром, что воспринималось как слабость — и дало возможность двум богатым семьям, Монтекки и Капулетти, возобновить старую вражду из-за споров о благородстве. Этот конфликт стал одним из фундаментов сюжета целого ряда литературных произведений, самым известным из которых считается пьеса Уильяма Шекспира. По мнению историков, сюжет «Ромео и Джульетты» взят из жизни и имел важное общественно-политическое значение именно как доказательство порочности кровной мести.

В частности, мстить мог строго определенный круг родных (ближайшие родственники), а не вся община, и только за расправу «в обиду» или «в разбое» — за лишение жизни в драке (в сваде) мстить было нельзя. В остальных случаях, а также если мститель не находился, преступник был обязан уплатить виру — штраф за расправу в пользу князя.

Если же преступник, расправившийся со свободным человеком, оставался неизвестным, община, на территории которой находили тело потерпевшего (или потерпевшей), платила коллективный штраф — дикую виру, позже превратившуюся в круговую поруку.

В целом же, как считают историки права, с появлением «Русской правды» в юридической практике страны начался постепенный отход от кровной мести, которая стала заменяться выкупами. Причем в документе уже была не классическая кровная месть, а приговоры княжеского суда, по которым родственники могли выступать в роли палачей, но не мстителей.

В то же время понятие «судебного поля» из «Русской правды» полностью исчезло. А в третьей четверти XI века сыновья Ярослава Мудрого исключили из документа кровную месть даже в ограниченной версии. Хотя, по многочисленным данным, она сохранялась в тех местах, где «до Бога высоко, а до князя далеко».

Месть до последнего

«Русская правда» имела силу до XVI века, после чего ей на смену пришли Артикулы Петра I, а затем — Уголовное уложение. В последних кровная месть считалась умышленной расправой и строго каралась — государство полностью закрепило за собой монополию на насилие.

Причем одновременно развивались и карательные институты — каторги, тюрьмы и арестные дома

Но так было не на всей территории Российской империи: закавказские и некоторые внутренние губернии, где власть исторически была слаба, сохраняли у себя в обычаях принцип кровной мести, причем нередко она принимала огромный размах и сопровождалась небывалой жестокостью.

Мстители старались поймать преступника и расправиться с ним или на могиле потерпевшего, или на месте, где было совершено преступление. Если это не удавалось, преступнику отрезали голову или уши, которые приносили родственникам отмщенного, а после клали на его могилу.

Порой кровная месть завязывалась между целыми селениями и длилась столетиями, переходя из рода в род. Например, в селении Гадар (здесь и далее — населенные пункты, расположенные на нынешней территории Дагестана) кровная месть между двумя тохумами (тейпами) длилась более 200 лет, а началась она после расправы при ссоре из-за курицы.

В 1860-х годах в хуторе Цибильда кровная месть между двумя тохумами началась после расправы над молодым человеком во время гуляний молодежи.

Она длилась несколько дней — в ходе череды бесконечных расправ из всего селения уцелели лишь четыре человека

В 1826 году в селении Великент из-за кровной вражды между двоюродными братьями началась резня, ставшая летальной для 13 человек из 14, находившихся в одной комнате. Еще один громкий случай кровной мести произошел в селе Маммаул из-за драки на охоте — в результате расправ не стало нескольких человек. Жителям селения, спасавшихся от кровной мести, пришлось перебраться на новые места.

На суд народа

Исследователи XIX века отмечали: кровная месть существовала из-за отсутствия сильной власти. Если же такая власть была, ее представители старались если не уничтожить кровную месть, то по крайней мере сократить ее применение.

Как говорит в беседе с «Лентой.ру» кандидат юридических наук Андрей Зюков, автор учебного пособия «Кровная месть: внеправовой обычай и государственно-правовая политика», в 1816 году генерал Алексей Ермолов учредил в Осетии, хотя и безуспешно, ряд волостных правлений и судов.

Наиболее важные дела слушались народным судом при Владикавказском комендантском управлении, где заседали представители от народных обществ. Мелкие же дела разбирали в аулах старики под присмотром помощников приставов.

Народный суд при разбирательстве дел, с одной стороны, руководствовался общими государственными законами, насколько их можно было применить с учетом менталитета, а с другой — местными обычаями Андрей Зюков кандидат юридических наук

По словам Зюкова, в конце 50-х годов ХIХ века начальником Военно-Осетинского округа был назначен полковник Мусса Кундухов, происходивший из привилегированного сословия тагаурских алдар и получивший высшее военное образование в Петербурге.

Этот администратор был прекрасно знаком с обычаями и условиями жизни осетин, а поэтому и принятые им меры по прекращению правовой неурядицы дали блестящие результаты.

Кундухов призвал осетин отменить вредные обычаи, существовавшие ранее

Те послушали полковника — в результате ушли в прошлое 16 пунктов местного «уголовного кодекса», согласно которым виновные подвергались кровной мести, и был учрежден осетинский народный суд.

Из выступления полковника Муссы Кундухова, начальника Военно-Осетинского округа: «Во избежание этого зла отныне всякие убийства, как умышленное, так и неумышленное, вы, при всеобщем народном сборе, нашли необходимым и полезным без междоусобной мести подвергать законному расследованию, и если окажется, что убийство совершено с явным намерением, то виновный будет наказываться по определению русских законов, равных для сильного и слабого, неумышленное же убийство представится разбирательству народного суда, а кровомщение в том и другом случае строжайше воспрещается, подвергая наказанию как убийцу, так и принимавших в этом участие».

Коварство Шамиля

Народные суды на Северном Кавказе просуществовали недолго: в 1864 году им положила конец судебная реформа в Российской империи. Однако любопытно, что с обычаем кровной мести там пыталась бороться не только государственная власть, но даже ее противники.

Как отмечает Андрей Зюков, легендарный Шамиль, третий имам Дагестана и Чечни, возглавивший борьбу кавказских горцев против местных князей и царских войск, отменил ряд адатов (правил), которые утверждали кровную месть. Но сделал это он лишь тогда, когда его власть в горах упрочилась. Он стремился вывести кровную месть из практики, но, опасаясь гнева горцев, совсем отменить ее не решился.

При этом Шамиль требовал, чтобы на оскорбления, допускавшие по закону месть, жалобы приносили наибу (его наместнику) и проводили по ним судебные разбирательства. Хотя, будучи опытным интриганом, он все же использовал кровную месть в тех случаях, когда ему это было выгодно Андрей Зюков кандидат юридических наук

По словам собеседника «Ленты.ру», несмотря на свою борьбу с кровной местью, именно имам Шамиль изгнал с подконтрольной ему территории шейха Кунта-Хаджи — бескомпромиссного противника этого обычая и кровавого учения газавата (войны с неверными). Все дело в том, что влияние шейха на горцев могло помешать планам самого Шамиля.

А когда в 1859 году Шамиль сдался генералу Ермолову и был сослан в Калугу, царские власти развернули большую работу по примирению кровников. Это позволило в середине XIX века примирить более 300 семейств на территории нынешних Чечни и Дагестана — число случаев кровной мести сократилось в разы.

Итоги работы по примирению кровников на Северном Кавказе (1885 год): Кайтаго-Табасаранский округ — примирились 264 из 302 враждующих семейств; Даргинский округ — примирились 270 из 311 враждующих семейств; Мехтулинское ханство — примирились 8 из 13 враждующих семейств.

Однако, как показала практика, обычай кровной мести проник в общество глубоко — и вытравить его не удалось: после Октябрьского переворота в Петрограде он вновь вернулся в Закавказье и ряд других регионов, в том числе сибирских. В одном только 1924 году, по неполным данным, кровная месть унесла жизни более 300 человек.

Советский подход

В 1929 году, во время коллективизации, было полностью запрещено адатно-шариатное судопроизводство и внедрены основные советские судебные органы. Началась «борьба с пережитками родового быта»: за легальное и нелегальное применение норм адата и шариата ввели уголовную ответственность.

Параллельно продолжалась практика примирения — создавались комиссии по примирению кровников во главе с председателями Верховных Советов.

Однако результаты их работы не были столь масштабными, как в Российской империи, хотя существовали они все советское время

Андрей Зюков рассказывает, что в 1969 году пленум Верховного суда проанализировал практику рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, «составляющих пережитки местных обычаев», и констатировал «наличие существенных недостатков» — иначе говоря, признал, что работа практически полностью провалена.

Было выявлено как много случаев необоснованного осуждения лиц, так и, наоборот, освобождений от уголовной ответственности организаторов, подстрекателей и пособников. Часто приговоры выносились только по одной статье, а по остальным вмененным подсудимых оправдывали, также отдавая дань местным обычаям Андрей Зюков кандидат юридических наук

Впрочем, ко времени позднего СССР кровная месть уже не составляла большой проблемы — куда чаще рассматривались такие преступления, как многоженство, вступление в брак с несовершеннолетними без их согласия и выплата калыма. Так продолжалась до первой чеченской войны — именно она дала старт новому витку кровной мести.

Возвращение мстителей

В середине 1990-х годов из-за отсутствия какой-либо единой власти на территории нынешней Чечни, с одной стороны, стала лавинообразно расти преступность, а с другой, местные жители потеряли веру в справедливость и надежду на защиту.

Это и стало предпосылками для возрождения обычая кровной мести

Причем возрождаться она стала не в ограниченном (месть близких родственников за конкретные действия), а в тотальном формате. Фактически, под знаменем кровной мести поднялась война ответной преступности — не менее жестокой чем та, что ее породила.

В 1994 году Аслан Масхадов, президент самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия, своим указом утвердил Уголовный кодекс, в котором попытался соединить нормы и уголовного права, и газавата — но сделал только хуже, фактически узаконив кровничество.

К тому же любая помощь федеральным силам в борьбе с незаконными вооруженными формированиями стала расцениваться как повод для кровной мести — переломить эту тенденцию не удавалось очень долго. Число жизней, которые она унесла, не поддается оценкам, так как не было ни регистрации подобных преступлений, ни расследований по ним.

По некоторым оценкам, речь идет о тысячах жертв, причем вместе с кровником расправлялись со всеми, кто находился с ним в доме — корреспонденту «Ленты.ру» известно о случае, когда вырезали 18 человек, включая пятерых детей.

Ситуация приобрела столь опасный характер, что в 2007 году по настоянию российских правоохранителей в УК РФ внесли изменения

В рамках борьбы с экстремизмом в статье 105 УК РФ добавили пункт «е.1» («Убийство по мотиву кровной мести»). Статистика по нему не публиковалась — по некоторым данным, за 16 лет по ней осудили 27 человек — однако, по мнению юристов, устрашающую роль она все-таки сыграла.

Вопросы без ответов

Сегодня главная юридическая проблема, связанная с кровной местью, — это отсутствие ее четкой научно обоснованной формулировки, объясняющей отличия от обычной мести и других причин для расправы. Более того, с практической точки зрения для того, чтобы привлечь кого-то к ответственности за кровную месть, нужна дополнительная экспертиза, доказывающая этот мотив, а подобных методик нет.

Например, без ответа остается вопрос, считать ли мотив доказанным, если мститель настиг кровника вдали от родных мест — причем там, где нет обычая кровной мести, будь то Москва или Пермский край. Непонятно, как трактовать и такую ситуацию, когда в качестве мстителя выступает не сын лишенного жизни отца (его кровный родственник), а близкий друг покойного.

Дело в том, что по формальным признакам это не кровная месть, а длительные неприязненные отношения — то есть более мягкий и менее наказуемый состав. К слову, юристы традиционно относят к основаниям для кровной мести лишь законченные деяния: иными словами, нельзя объявить вендетту за намерение кого-то убить или поиск исполнителя для этого.

С другой стороны, кровник — это непосредственный исполнитель убийства, а не тот, кто сделал заказ. С этим солидарны даже религиозные деятели

Как отмечает имам Шамиль Аляутдинов в публикации на сайте московской мемориальной мечети на Поклонной горе, по нормам ислама любое наказание должно совершаться лишь по итогам суда. Любой самосуд религия запрещает. Более того, для наказания должна быть доказана преднамеренность расправы и отсутствовать снисхождение со стороны родных покойного, а подвергаться ему может лишь непосредственно убийца.

Что касается мести, то такое понятие в мусульманской этике и правовой доктрине отсутствует. Если в каком-то из переводов коранического текста на русский язык вы встречали слово «месть» (или призыв к мести), то это однозначно неправильное толкование. А кровная месть — это и вовсе языческий обычай, которого не существует в исламе Имам Шамиль (Аяутдинов)

Расплата за ошибку

Между тем одним из самых известных случаев кровной мести в новейшей истории является дело советского и российского архитектора Виталия Калоева. Калоев — осетин по национальности — с 1999 года работал в Испании, где проектировал и строил дома. А его жена Светлана вместе с двумя детьми жила в Осетии и работала в крупной российской компании.

1 июля 2002 года Светлане удалось купить три билета на самолет «Башкирских авиалиний», вылетавший из Москвы в Барселону: она вместе с маленькими сыном и дочерью хотела прилететь к супругу после долгих девяти месяцев разлуки.

Однако из-за действий швейцарского диспетчера Петера Нильсона Ту-154 с близкими Калоева столкнулся с Boeing-757

Авиакатастрофа над Боденским озером (Германия) унесла жизни 71 человека, в том числе 45 детей — всех, кто находился на обоих бортах. Калоев внимательно следил за расследованием и был шокирован тем, что диспетчера Нильсона так и не привлекли к ответственности.

Архитектор сумел узнать тщательно скрываемый адрес Нильсона и 24 февраля 2004 года приехал к нему с фотографиями жены и детей. О дальнейшем известно лишь со слов самого Калоева, который в своих показаниях отмечал, что многое не помнит. Он утверждал, что Нильсон, увидев фотографии, оттолкнул его и выбил из рук снимки.

Что было дальше, Калоев не помнил, однако не исключал, что мог совершить расправу. Однако его опознала жена диспетчера. По словам женщины, Виталий после короткой речи стал наносить ее мужу удары ножом, а затем сбежал. Сутки спустя Калоева задержали в гостинице неподалеку — и почти сразу он дал признательные показания.

Эксперты признали его ограниченно вменяемым на фоне потери семьи, он получил восемь лет лишения свободы, но позже срок, отбываемый в Швейцарии, сократили до пяти лет и трех месяцев — в итоге осужденный вышел на свободу по УДО.

Причем в версию Калоева про обстоятельства расправы верят разве что адвокаты

Согласно общепринятой версии, он действовал по мотивам кровной мести — на это указывает сразу несколько фактов. В частности, на годовщине трагедии Калоев, по словам свидетелей, прилюдно поклялся найти диспетчера. А в Швейцарию он приехал за неделю до расправы и искал Нильсона, показывая местным жителям бумажку с его именем.

И несмотря на то что мотивы Калоева в целом ясны, мало кто может оправдать его поступок. Напротив, многие, даже нерелигиозные люди считают, что совершенным преступлением он погубил свою душу.