Биография маршала Ивана Конева. Что полководец считал высшей точкой своей военной судьбы
Дважды Герой Советского Союза маршал Советского Союза Иван Конев является одним из самых известных советских полководцев времен Великой Отечественной войны. Войска его 1-го Украинского фронта особенно отличились в Берлинской и Пражской операциях. После войны Конев много лет был заместителем министра Вооруженных сил СССР. «Лента.ру» вспоминает боевой путь военачальника.
Ранние годы
Будущий полководец родился 28 декабря (по новому стилю) 1897 года в деревне Лодейно Вологодской губернии (ныне Подосиновский район Кировской области) в семье зажиточного крестьянина Степана Ивановича Конева и его жены Евдокии Степановны Мергасовой. Мальчику не было двух лет, когда он лишился матери, умершей при родах дочери Маши. Отец вскоре женился на Прасковье Ивановне, но она не смогла заменить Ване мать. Ребенка воспитывала сестра отца Клавдия Степановна.
В 9 лет Ваня Конев отучился в двуклассной земской школе в деревне Яковлевская Гора, затем поступил в Пушемско-Никольское земское училище в селе Щеткино, которое окончил с похвальным листом за примерное поведение и выдающиеся успехи в учебе.
В своей автобиографии Конев писал:
Когда мне было 12 лет, пошел на отхожие заработки по выработке и сплаву леса, в 1913 году уехал в Архангельск и работал чернорабочим на лесной бирже бывшего завода Амосова, где мой дядя был рабочим, в 1914-1915 годах снова трудился по сплаву леса рабочим в селе Подосиновец и городе Великий Устюг
Начало военной службы
В мае 1916-го Конев был призван в армию и направлен в артиллерийскую учебную команду, затем произведен в чин младшего унтер-офицера. В 1917 году в составе 2-го отдельного тяжелого артиллерийского дивизиона 2-й тяжелой бригады был отправлен на фронт и воевал в районе Тарнополя (с 1944-го — Тернополь). В ноябре 1917 года артбригада была разоружена гайдамаками Украинской Центральной рады, а Конев в числе других солдат выслан в Россию.
Вернувшись в родные края, в 1918 году Конев вступил в ряды Красной армии, летом того же года был избран делегатом V Всероссийского съезда Советов, участвовал в подавлении мятежа левых эсеров в Москве. В 1919-м стал комиссаром бронепоезда № 102 «Грозный». Воевал против колчаковских войск и частей атамана Семенова в Сибири и на Дальнем Востоке. Был назначен комиссаром 5-й бригады 2-й Верхнеудинской стрелковой дивизии, а в 1920-м стал комиссаром данного соединения.
Подавление Кронштадтского мятежа
В марте 1921 года Конев, будучи делегатом Х съезда ВКП (б), участвовал в подавлении вооруженного восстания гарнизона крепости Кронштадт. Вместе с ним в боях против мятежников участвовал будущий председатель правления Союза писателей СССР Александр Фадеев.
Кронштадтские события, когда по наступающим по льду пехотным цепям с фортов и кораблей били морские пушки, Конев запомнил навсегда:
Канонада буквально глушила нас мощью бризантных 12-дюймовых снарядов. Это и на берегу не слишком приятно, когда хлопнет такая дура, в чьей воронке можно разместить целый двухэтажный дом, а на льду еще чувствительнее. В полутьме при поспешных перебежках под огнем наши бойцы то и дело попадали в эти воронки и тут же шли на дно
В роли комиссара и командира дивизии
После подавления мятежа Конев вновь вернулся на Дальний Восток, где в течение года занимал должность военного комиссара штаба Народно-революционной армии Дальневосточной республики. В декабре 1922-го был назначен военкомом 17-го Приморского корпуса, который в начале 1924 года был переброшен на Украину. В 1924-1925 годах служил комиссаром и начальником политического отдела 17-й стрелковой дивизии.
Был направлен на Курсы усовершенствования высшего командного состава при Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе, которые окончил в 1926 году. После этого пять лет командовал полком в 17-й стрелковой дивизии, а затем три года — самим соединением.
Своеобразной наградой для молодого командира стали слова начальника штаба Красной армии Бориса Шапошникова по итогам одного из учений:
У вас есть задатки к вождению войск, чувствуется, что вы можете стать мастером маневра
В 1932-1934 годах Конев учился в Особой группе Военной академии имени М. В. Фрунзе, а затем был назначен командиром 37-й стрелковой дивизии в Белоруссии. В марте 1937-го вступил в командование 2-й стрелковой дивизией. После введения в РККА персональных воинских званий 26 ноября 1935 года Конев стал комдивом.
Внимание Сталина и НКВД
Большой террор 1937 года, в ходе которого множество военачальников Красной армии лишились своих постов и были репрессированы, открыл перед молодыми командирами возможность стремительной военной карьеры.
В 1938-м Конев уже в звании комкора был назначен командиром 57-го особого корпуса, размещенного в Монголии. Органы НКВД активно искали компромат на него, в частности, обвинив Конева в том, что он скрывает свое кулацкое происхождение и группирует вокруг себя врагов народа.
Беседуя в 60-х годах с писателем Константином Симоновым, Конев сказал, что после 1937 года Сталин приглядывался к оставшимся военным кадрам и брал на заметку тех, на кого он собирался сделать ставку в будущей войне. Симонов писал:
Сам он, Конев, ощущал себя одним из таких людей, ощущал на себе внимание Сталина и его заинтересованность
На посту командующего 19-й армии
С сентября 1938 по май 1940-го Конев командовал 2-й Краснознаменной армией, дислоцированной на Дальнем Востоке, в июне 1940 года в звании генерал-лейтенанта возглавил Забайкальский военный округ, с января 1941-го руководил войсками Северо-Кавказского военного округа.
В начале Великой Отечественной войны командовал 19-й армией, сформированной на базе войск Северо-Кавказского фронта. Объединение направлялось на Украину, на защиту Киевского укрепрайона, но в связи с катастрофическим развитием событий на Западном фронте было переброшено в Белоруссию.
В ходе немецкого наступления на Смоленск 19-я армия оказалась в оперативном окружении, однако Конев сумел избежать плена, выведя к своим штаб армии вместе с полком связи и сохранив знамя объединения.
19-я армия была пополнена новыми дивизиями и приняла участие в попытке разгрома немецких войск в районе Духовщины и Смоленска. В качестве военных корреспондентов у командующего 19-й армии побывали известные советские писатели: Александр Фадеев, Михаил Шолохов и Евгений Петров.
Катастрофа под Москвой
Сталин высоко оценил действия Конева, 11 сентября 1941 года присвоив ему звание генерал-полковника и назначив командующим Западным фронтом. Московское направление также прикрывали войска Резервного фронта маршала Семена Буденного и Брянского фронта генерала Андрея Еременко.
К концу третьего дня пребывания в новой должности Конев был вызван в Москву на совещание Ставки Верховного главнокомандования к Сталину.
Конев отмечал: «Ставка на этом совещании не обсуждала со мной задачи фронта, ничего не было сказано об усилении фронта войсками и техникой, не затрагивался вопрос и о возможности перехода фашистских войск в наступление. Генеральный штаб также не дал никакой ориентировки».
Ошибки Ставки и Генерального штаба, касающиеся намерений вермахта, привели к тому, что наступление немецкой группы армий «Центр» на Москву 30 сентября 1941-го застало советское командование врасплох. Донесение Конева в ночь на 2 октября, правильно определившего направление главного удара противника в районе деревни Шелепы по стыку 19-й и 30-й армий, запоздало.
В результате германские армии за короткое время разгромили войска Западного, Резервного и Брянского фронтов, открыв себе путь на Москву. Потери Красной армии составили более 380 тысяч убитыми и ранеными, в Брянском и Вяземском котлах в плен попали более 600 тысяч бойцов и командиров, без учета военных строителей.
Жуков: «Я спас Коневу жизнь»
Сталин спешно отозвал с Ленинградского фронта генерала армии Георгия Жукова и 12 октября 1941-го назначил его командующим Западным фронтом. Также вождь направил на Западный фронт для наказания виновных комиссию Государственного комитета обороны во главе с членами Политбюро Вячеславом Молотовым и Климентом Ворошиловым.
В послевоенной беседе с военным историком Виктором Анфиловым Жуков вспоминал:
Сталин трижды настойчиво требовал отправить Конева в Москву, я же просил оставить его моим заместителем. Последний разговор закончился угрозой Сталина. Но я не отреагировал на нее, потому что понимал: в случае падения столицы мне и без этого придется расплачиваться головой. Короче, я спас Коневу жизнь
Жуков рекомендовал Сталину назначить Конева командующим новым, Калининским фронтом, и тот вступил в должность 17 октября 1941 года. Калининский фронт вместе с войсками Западного фронта участвовал в стратегическом контрнаступлении под Москвой в декабре 1941-го, отбросив вермахт от столицы СССР на 250 километров и положив конец немецкому блицкригу.
Неудачные операции Конева
В 1942-1943 годах бойцы и командиры Калининского и Западного фронтов участвовали в тяжелейшей и малоудачной для Красной армии битве за Ржев, в которой ни Жуков, ни Конев ни снискали полководческих лавров. С августа 1942 по февраль 1943-го Конев вновь руководил Западным фронтом, после чего был снят с поста с формулировкой «как не справившегося с задачами руководства фронта».
После непродолжительного пребывания в резерве Ставки 14 марта 1943 года Конев был назначен командовать войсками Северо-Западного фронта, сменив на посту бывшего наркома обороны маршала Семена Тимошенко, чьими действиями в Старорусской операции Москва была крайне недовольна. Однако и Коневу не удалось отличиться, и 22 июня 1943-го он лишился должности.
Победные операции Конева
В Курской битве лета 1943 года военачальник командовал Степным фронтом. Его войска освободили Белгород и Харьков, победно завершив сражение на Курской дуге, по итогам которого Красная армия прочно завладела стратегической инициативой и не выпускала ее до конца войны.
26 августа 1943-го Конев был удостоен звания генерала армии. В ходе битвы за Днепр Степной фронт, переименованный в октябре 1943 года во 2-й Украинский фронт, освободил Полтаву и Кременчуг, а затем участвовал в освобождении Левобережной и Правобережной Украины.
Несомненным полководческим успехом Конева стала Корсунь-Шевченковская наступательная операция в январе-феврале 1944-го, в ходе которой впервые со времен Сталинграда была окружена и разгромлена крупная немецкая группировка.
Конев писал в мемуарах:
Такого большого количества трупов на сравнительно небольшом участке мне не пришлось видеть на войне ни до, ни после этого. Немцы предприняли там безнадежную попытку прорваться ночью из котла, и стоило им это страшных потерь. Несмотря на нашу победу, зрелище было такое тяжелое, что не хочется вспоминать его во всех подробностях
За эту победу Конев удостоился звания маршала Советского Союза.
Другой успешной операцией военачальника на Украине стала Уманско-Ботошанская, в ходе которой войска Конева в условиях бездорожья и немецкого сопротивления прошли с боями более 300 километров на запад и первыми из объединений Красной армии 26 марта 1944 года перешли государственную границу СССР, вступив на территорию Румынии.
В должности командующего 1-м Украинским фронтом
С 24 мая 1944 года и до конца войны с Германией Конев командовал соединениями 1-го Украинского фронта. В июле-августе 1944-го войска Конева в ходе Львовско-Сандомирской операции разгромили германскую группу армий «Северная Украина», захватив и удержав стратегически важный Сандомирский плацдарм через Вислу и окончательно очистив Украину от вермахта.
29 июля 1944 года Коневу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Сандомирский плацдарм как трамплин для наступления сыграл важнейшую роль в Висло-Одерской операции, развернувшейся в январе-феврале 1945 года.
Конев отмечал:
За двадцать три дня наступления войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов при активном содействии войск 2-го Белорусского и 4-го Украинского фронтов продвинулись в глубь до шестисот километров, расширили прорыв до тысячи километров и с ходу форсировали Одер, захватив на нем ряд плацдармов
27 января 1945 года войска Конева освободили узников крупнейшего нацистского лагеря смерти Аушвиц (Освенцим).
Немецкий генерал и военный историк Фридрих Меллентин писал: «Русское наступление развивалось с невиданной силой и стремительностью. Было ясно, что их Верховное главнокомандование полностью овладело техникой организации наступления огромных механизированных армий. Невозможно описать всего, что произошло между Вислой и Одером в первые месяцы 1945 года. Европа не знала ничего подобного со времени гибели Римской империи».
В феврале и марте 1945-го 1-й Украинский фронт провел Нижне-Силезскую и Верхне-Силезскую операции, очистив от противника важный промышленный регион Третьего рейха — Силезию. 30 марта Конев был награжден высшим советским полководческим орденом «Победа».
Разгром врага на заключительном этапе войны
В апреле 1945-го вместе с 1-м Белорусским фронтом маршала Георгия Жукова войска Конева приняли участие в Берлинской наступательной операции, действуя южнее германской столицы.
Вскоре выяснилось, что 1-му Белорусскому фронту не под силу одному взять штурмом такой громадный и хорошо укрепленный город. Вечером 17 апреля Сталин приказал Коневу развернуть почти на 90 градусов свои танковые армии на Берлин. Совместные действия двух советских фронтов позволили за короткий срок окружить и сломить сопротивление вражеского гарнизона.
Гитлер покончил с собой, нацистская Германия агонизировала, однако отдельные объединения вермахта продолжали сопротивление.
Последней крупной стратегической наступательной операцией Красной армии в Великой Отечественной войне стала Пражская (6-11 мая 1945 года). В ходе нее войска Конева и 2-й Украинский фронт маршала Родиона Малиновского разгромили немецкую группу армий «Центр» фельдмаршала Фердинанда Шернера и освободили столицу Чехословакии Прагу, экстренно придя на помощь пражанам, поднявшим восстание.
В день освобождения Праги Коневу пришлось изрядно поволноваться. Он вспоминал:
Ни одного вразумительного доклада ни от одного из командующих армиями так и не было. Как выяснилось потом, причиной тому было ликование пражан. На улицах шли сплошные демонстрации. При появлении советского офицера его немедленно брали в дружеский полон, начинали обнимать, целовать, качать
Послевоенная служба Конева
За образцовое руководство войсками на заключительном этапе войны 1 июня 1945 года Конев был удостоен второй Золотой медали Героя Советского Союза. А 24 июня во главе сводного полка своего 1-го Украинского фронта маршал прошел торжественным маршем по Красной площади Москвы во время Парада Победы.
С июня 1945 по июль 1946 года Конев служил в должности главнокомандующего Центральной группой войск в Австрии и Верховного комиссара по Австрии. После окончания исполнения обязанностей главнокомандующего группой войск и верховного комиссара Конев вернулся на Родину и в ранге заместителя министра Вооруженных сил СССР руководил Сухопутными войсками Советского Союза.
Конев: «Жуков — честный человек!»
Летом 1946 года Жуков был обвинен Сталиным в незаконном присвоении трофеев, в раздувании своих заслуг по разгрому вермахта и в том, что плохо отзывался о советском правительстве. Над знаменитым маршалом нависла угроза ареста, однако на заседании Военного совета в присутствии вождя практически все военачальники высказались в поддержку Жукова — никто из них не хотел повторения 1937 года.
Конев вспоминал:
Я сказал, что, конечно, у Жукова есть ошибки, что с ним трудно работать, что он бывает резок, нетерпим, самолюбив. Но я глубоко убежден в том, что Жуков честный человек, что он предан правительству, предан стране
Во главе Сухопутных войск
С марта 1950-го Конев, будучи заместителем военного министра СССР, служил главным инспектором Советской армии, в ноябре 1951 года был назначен командующим войсками Прикарпатского военного округа.
После смерти Сталина, в 1953 году, Конев был председателем Специального судебного присутствия, судившего бывшего министра внутренних дел Лаврентия Берию и его соратников и приговорившего их к расстрелу. В 1955-1956 годах Конев вновь был главнокомандующим Сухопутными войсками страны, а также главнокомандующим Объединенными вооруженными силами стран Варшавского договора.
На этих постах он руководил подавлением антикоммунистического восстания в Венгрии в октябре-ноябре 1956 года. С 1956 по 1960 год Конев был первым заместителем министра обороны СССР. Сначала Георгия Жукова, а после его отставки в октябре 1957 года — маршала Родиона Малиновского.
Ссора Жукова с Коневым
Спустя несколько дней после снятия Жукова с поста, 3 ноября 1957 года в газете «Правда» появилась статья, подписанная Коневым под названием «Сила Советской Армии и Флота — в руководстве партии, в неразрывной связи с народом». В статье утверждалось, что Жуков «человек необычайно тщеславный», насаждавший в Вооруженных силах культ своей личности, который не прислушивался к мнению других и вел линию на свертывание партийной работы в армии.
После этого отношения между двумя известными советскими военачальниками были испорчены. Жуков рассказывал:
Конев заявил: «Ты все-таки наш старый товарищ, почему не зайдешь поговорить?» Я говорю: «Какой же старый товарищ, когда ты всенародно там сказал, что я никакой тебе не товарищ и не друг». — «Ну тогда мало ли что было, знаешь какая обстановка была. Тогда нам всем казалось, что дело пахнет серьезным»
Последние годы службы
С июня 1960 по август 1961 года Конев пребывал в Группе генеральных инспекторов министерства обороны, созданной для лиц высшего руководящего состава с большим практическим боевым опытом, которые по возрасту или здоровью не пригодны к службе в войсках.
В один из самых напряженных моментов холодной войны между СССР и США — во время Берлинского кризиса 1961 года — Конев был назначен главнокомандующим Группой советских войск в Германии. В апреле 1962-го военачальник вернулся в Группу генеральных инспекторов минобороны страны.
Семья и дети
С первой женой Анной Ефимовной Волошиной Конев познакомился во время гражданской войны, в 1920 году. В 1923-м у них родилась дочь Майя, а в 1928 году — сын Гелий. Перед Великой Отечественной войной брак фактически распался.
Второй женой полководца стала Антонина Васильевна Васильева, с которой Конев познакомился в сложнейший период своей жизни — после Вяземской катастрофы он был назначен командующим Калининским фронтом и ему прислали для помощи по хозяйству 18-летнюю санитарку Антонину. В 1946 году у них родилась дочь Наталия.
Награды и смерть
Кроме двух Золотых медалей Героя Советского Союза и ордена «Победа» за боевую деятельность Конев был награжден семью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1-й степени, двумя орденами Кутузова 1-й степени, орденом Октябрьской революции, множеством медалей и иностранных наград, почетным оружием в виде шашки с золотым изображением герба СССР.
Конев оставил ряд воспоминаний, среди которых «Записки командующего фронтом», «Сорок пятый».
Маршал Конев умер 21 мая 1973 года в Москве от онкологического заболевания в возрасте 75 лет, его прах был захоронен в Кремлевской стене на Красной площади.
Значение личности маршала Конева
Высшей точкой военной судьбы для Конева стали не Курская дуга, Корсунь-Шевченковская операция или поворот его танков на Берлин в победном апреле 1945-го.
Полководец говорил:
Высшая точка моей военной судьбы — это Москва, Московское сражение, когда терпели поражения от немцев, потом погнали их от Москвы. Потому что, хотя поворот танковых армий на Берлин был важным делом, я горжусь им с точки зрения оперативного искусства и так далее, с точки зрения каких-то собственных оценок своих действий, но это не был поворотный пункт в войне. Это ничего в большом плане не решало