Войти в почту

О таинственной кучинской коммуне батьки Бокия

Мало кто знает, что в двадцатых годах прошлого столетия в посёлке Кучино, ныне являющимся микрорайоном Балашихи, появилась «коммуна Бокия», или «дачная коммуна». Здесь обосновались последователи самых свободных нравов, превратившие тихий подмосковный посёлок в российские Содом и Гоморру. Поговаривают даже, что именно это место позднее вдохновило Михаила Булгакова на описание бала сатаны в романе «Мастер и Маргарита», а сам Глеб Бокий стал прообразом Воланда. Руководитель «дачной коммуны» Глеб Иванович Бокий был примечательной фигурой. Родился в Тифлисе в дворянской семье, поступил в Санкт-Петербургский горный институт, но так его и не окончил. Вступил в социал-демократическую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», сдружился с Владимиром Лениным и в 1900 году стал большевиком. Двенадцать раз был арестован и отбывал наказание, в том числе и в камере-одиночке Петропавловской крепости. В 1917-м вступил в Петроградский военно-революционный комитет, через год стал одним из руководителей «красного террора» в северной столице. Кроме того, Глеб Бокий известен как один из главных организаторов первых лагерей на севере России, в том числе и на Соловках. Заключённых в Соловецкий лагерь особого назначения доставлял пароход, носивший его имя. Вскоре узники даже сложили по этому поводу шуточную песню: «Ура! “Параша” извещает: Проветрить соловецкий склеп. На той неделе приезжает На “Глебе Боком” — Бокий Глеб!» В мае 1921 года Бокий возглавил Специальный (шифровальный) отдел ОГПУ, который пользовался в системе органов госбезопасности необычной самостоятельностью. В том же году Глебу Ивановичу выделили казённую дачу в Кучино, где вскоре он создал так называемую дачную коммуну. Один из её участников, работавший в Спецотделе с 1921-го года, Николай Яковлевич Клименков на допросе 29 сентября 1938 года рассказывал о том, что творилось тогда на даче Бокия. Самого же Глеба Ивановича к тому времени уже расстреляли по обвинению в предательстве и контрреволюционной деятельности. Участники коммуны чётко следовали правилам, которые разработал батька Бокий — так они называли своего лидера. По выходным в Кучино устраивали громогласные попойки, хулиганские выходки, массовые драки и оргии. Большая Балашиха Большая Балашиха «На даче в Кучино я бывал очень часто, — признавался Клименков. — При этом юридически не являлся членом коммуны, так как не платил 10 процентов отчислений зарплаты в её фонд. Пьяные оргии часто сопровождались драками, переходящими в общую свалку. Всё это делалось при поповском облачении, которое специально было привезено из Соловков, Обычно двое-трое наряжались в это поповское платье, и начиналось “пьяное богослужение”». А вот, что рассказывал позже участник коммуны Евгений Евгеньевич Гоппиус: «Каждый член коммуны обязан за трапезой обязательно выпить первые пять стопок водки. Обязательным было также посещение общей бани мужчинами и женщинами. В этом принимали участие все члены коммуны, в том числе и две дочери Бокия. Это называлось в уставе коммуны культом приближения к природе». Кстати, приближались члены коммуны к матушке-природе и более традиционным способом. Участники обрабатывали на даче огород, однако делали это без одежды, чем очень смущали местных жителей. К концу 1925 года число членов «коммуны Бокия» увеличилось настолько, что она стала терять свой конспиративный характер. Как рассказывал Клименков, в самом отделе участились скандалы между членами «дачной коммуны» и секретарём отдела, выдающим заработную плату. Чекисты не всегда хотели платить членские взносы, а секретарь отдела упрекал их в том, что они получают все удовольствия на даче бесплатно. Всё это привело к тому, что вскоре коммуна распалась. 6 июня 1937 года Глеба Бокия арестовали, а 15 ноября того же года расстреляли с его соратниками по личному распоряжению Иосифа Сталина. Алексей Галанин