Глава Запорожья: Запад готов подорвать плотину в Киеве, чтобы обвинить РФ
— Евгений Витальевич, основная тема этой осени — формирование бюджета. В проекте федерального бюджета заложено 316 миллиардов рублей на программу развития Новороссии и Донбасса. Какой объем этих средств будет направлен на проекты в Запорожской области, и на какие проекты?
— Основным направлением, на которое будет направлено около 100 миллиардов рублей, станет развитие инфраструктуры. Прежде всего, это дороги, которые сегодня требуют после украинского режима даже не восстановления, а во многих случаях строительства заново.
Мы сейчас строим железную дорогу от Мелитополя до Бердянска. Строим автотрассу Мелитополь — Бердянск, расширяем ее с двух до четырех полос. Так сказать, будет продолжение "Тавриды", только вокруг нашего теперь внутреннего Азовского моря. Строится магистральная инфраструктура: газовая, энергетическая, водоотведение, канальные системы. Все, что требовало нормального отношения к себе во времена Украины, и не делалось. Мы намерены полностью восстановить всю инфраструктуру.
Далее идут социальные вопросы. Строительство и ремонт школ, домов, крыш, которые с 70-х годов прошлого года не восстанавливались. Заменим окна, двери, системы теплоснабжения, изоляции, и так далее. Выполним поручение президента по обеспечению учеников 1-4 классов горячим питанием. За летний период мы полностью обновили все комбинаты школьного питания, кухни, сделали по стандартам Российской Федерации. В будущем году проведем сертификацию и стандартизацию школ по стандартам РФ — всего 362 объекта должны пройти ее.
Что касается курортной деятельности. У нас более 1 тысячи баз отдыха, которые сегодня остались бесхозными. Мы их просто были вынуждены национализировать. Чтобы привлекать в них туристов, нужно провести рекреацию вообще всей полосы Азовского моря. Рекреация это и про экологию тоже — за украинскую эпоху расчистка малых рек вообще не производилась. Это привело к засаливанию Азовского моря. Сегодня наблюдается соленость воды до 17 промилле — отсюда берутся огромное количество медуз, других микроорганизмов, которые мешают и рекреации, и развитию рыбной отрасли, просто отдыху людей, даже перемещению судов.
— Как долго придется приводить в порядок побережье Азовского моря?
— Рассаливание Азовского моря, даже если мы решим сейчас все задачи наполнения Дона, рек Молочная, Кальмиус, Берда, Корсак, расчистим все рыбники, все равно не произойдет быстро. Засаливание происходило долго, и рассаливание также будет происходить небыстро. Но это большой путь, которым надо идти, потому что Азовское море в советские времена было, если не лучшим, то одним из первых в части рыболовства, и в части отдыха тоже.
Мелиорация, изменение климатических условий посредством посадки зеленых насаждений — это вопросы большого комплексного подхода. Увидим результаты уже в этом году, в следующем году, а рассаливание — это вопрос, я думаю, 3-5 лет.
— Вы недавно были на Запорожской АЭС. Дайте оценку, как сильно удары ВСУ за эти годы разрушили защитный контур этой станции? И какие сегодня ядерные риски есть вокруг нее?
— Защитный контур ЗАЭС практически не разрушен. Системе защиты не нанесен достаточный ущерб, чтобы мы вообще говорили о том, что с ней что-то не так. Другой вопрос, что у нас "выбита" вся периферия, по которой мы должны отводить электроэнергию. Мы не можем эксплуатировать атомную станцию, она для нас сегодня, если говорить на экономическом языке, минус. Она не производит электрическую энергию, работают на ней 3,5 тысячи человек вместо 11,5 тысяч.
Но защита ядерного объекта сегодня полностью обеспечена. Сама станция полностью в рабочем состоянии и запуск ее — это вопрос месяцев. Только надо восстановить инфраструктуру, а это сложно — как только мы начинаем ее восстанавливать, противник бьет по ней ствольной артиллерией. Поэтому мы не можем восстанавливать инфраструктуру и запускать этот ядерный объект. Если он будет работать, он будет представлять собой угрозу. Пока он не работает, никакой угрозы он не представляет.
— На какое расстояние должна быть отодвинута линия боевого соприкосновения, чтобы иметь возможность восстановить инфраструктуру, и восстановить работу станции? В этот зимний сезон речи не идет о том, что Запорожская АЭС будет обслуживать Энергодар, поставлять ему электроэнергию?
— Электроэнергию вряд ли, а тепло инфраструктура ЗАЭС может поставлять. Тепло у Энергодара будет. Но запускать станцию для электроснабжения мы не можем по причине боевых действий. Какие условия запуска? Фашист должен сдохнуть. На земле Украины поселилась очень неприличная болезнь, название которой даже не принято произносить — национализм, фашизм. Так что ждать от них можно все, чего угодно. Фашист может запустить ракету откуда угодно, и пока не будет уничтожен киевский режим, эксплуатация ни одного ядерного объекта на Земле не будет безопасна.
Запустить станцию мы сможем, если до нас не будут добивать хотя бы ствольной артиллерией. А это значит, 40 километров от города Марганец и города Никополь. Потому что CAESAR, М777, они как раз и бьют "стволами" на это расстояние. Хотя, есть планирующие бомбы и вообще полно механизмов для украинских ударов по атомной станции, поэтому здесь можно фантазировать сколько угодно. Пока не будет устранена причина, бороться со следствием бесполезно.
— Может ли Украина применить так называемую грязную бомбу и ударить в том числе по хранилищам отработанного топлива в Запорожской области? И отработаны ли у вас какие-то принципы действия на этот случай?
— К сожалению, они уже не раз били по хранилищам отработанного ядерного топлива. А на ЗАЭС достаточно большое хранилище, ведь это самая большая в Европе атомная станция. Хранилище, надо сказать, я инспектировал буквально на прошлой неделе. Мы каждый раз, приезжая на станцию, контролируем его состояние, потому что на сегодняшний день это, пожалуй, самый опасный объект. Если, не дай Бог, в него ударят чем-нибудь тяжелым, опасность радиационного заражения присутствует. Взрыва ядерного не может быть. Но химическое заражение возможно.
Противник может это использовать. Англичанам и американцам вообще наплевать что будет на этой территории. Чем хуже — тем лучше. Чем больше погибнет с обеих сторон русских, чем больше будет нанесен ущерб (как в Югославии или в любой другой стране, которую они разорвали), тем им лучше. Они потом будут давать какой-нибудь "план Маршала" или что-то другое придумают, чтобы вкачать сюда побольше кредитных денег, чтобы не рассчитались уже потом и дети наши, дети детей и так далее.
Это чистая экономика, просто бизнес-план для них. Они могут использовать все, что угодно. Они могут подорвать Киевскую плотину (дамбу Киевской ГЭС — прим. ТАСС) и обвинить в этом нас. Смоет пол-Киева, погибнут сотни тысяч или тысячи, десятки тысяч людей.
Что касается превентивных мер. Полк радиохимической защиты у нас полностью готов, чтобы любые возможные последствия загрязнения устранить. В случае, если будет опрокинуто несколько цилиндров или цистерн с ядерными отходами, территорию мы локализуем очень быстро. Это всего-навсего десятки метров. Цилиндры бетонные, мощнейшие, 8 метров примерно высотой. Внутри находятся емкости, как газовые баллоны, в которых размещены отходы. Там есть отходы с европейских станций, с наших станций со времен Советского Союза. И если подойти потрогать стенку баллона рукой, то чувствуется, что многие эти емкости теплые, потому что там продолжается реакция.
— Рафаэль Гросси осудил любые нападения на безопасников АЭС, убийство сотрудника службы безопасности Запорожской АЭС Андрея Короткого. Обсуждали ли власти региона эту ситуацию с МАГАТЭ, видите ли вы со своей стороны поддержку со стороны организации?
— Что касается МАГАТЭ, это абсолютно не самостоятельная структура. Зарплату им платят европейские чиновники. И поэтому они будут говорить то, что им прикажут. Главное, что они не признают, кто же все-таки обстреливает ЗАЭС, какие задачи и цели ставят (украинские — прим. ТАСС) военные, когда бьют по атомному объекту. Они этого не признают. То есть им не разрешают это говорить, поэтому они это не говорят. А если не обозначается причина, то говорить о последствиях бессмысленно. Они понимают, что у них под боком находится ядерный объект, и их марионетка по нему стреляет, и они же этого не признают, закрывают на это глаза
— Известно ли вам, какая сейчас обстановка в городе Запорожье, как там живет население? В какой срок, по вашим оценкам, город может быть освобожден? И поможет ли освобождение Левадного быстрее продвинуться по направлению к Запорожью?
— В городе Запорожье живет очень много моих знакомых, очень много людей, с которыми мы прожили бок о бок десятки лет. Что я чувствую? Это очень высокая степень сочувствия и сожаления к украинскому народу, который никогда не был нам врагом. С которыми мы вместе строили, воевали вместе. Англичане вот никогда не были другими. Индию они порабощали, Австралию, аборигенов убивали. Главное для них — деньги. Для них все одинаковые, это просто крепостные.
Люди, живущие в Запорожье, Киеве, Виннице, Лиепае, Ревеле — в наших русских городах — все они стали заложниками английской колониальной философии. Купились на какую-то джинсу, кока-колу, жвачку. Продали все, ради чего жили их деды, строили, создавали. Родина — это где ты живешь, а вот Отечество — это то, как ты живешь. Украинец сегодня живет в какой-то иллюзии, в извращенном мире, так же, как и живут прибалты. Земля распродана, кредитов набрали вперед на тысячелетия. Невозможно эти кредиты вернуть физически, не отдав все свое, что у них осталось. Невозможно сегодня жить без идеологии. Разрушили веру, разрушили церкви, поменяли все, на чем строился мир.
У гражданского населения Украины нет сейчас психологического ресурса и ментального ресурса, чтобы действия, которые происходят на Украине, им самим же и остановить. Их уже всех уничтожили, их загноили в застенках СБУ. Иностранный режим, который полностью управляет Украиной, "грамотно" подошел к делу: они за эти восемь лет вычленили всех способных сопротивлению или забрали их на свою сторону, или уничтожили физически. В худшем для них случае просто выселили. Они практически стерилизовали территорию, на которой никакого сопротивления быть не может.
— Вы говорили, что в Курской области есть наемники, но на передовую выходят мобилизованные украинские солдаты. Изменилась ли ситуация сейчас? Стало ли меньше наемников, когда у Украины кончатся ресурсы этих наемников оплачивать? И видите ли вы наемников из каких государств, если они есть на запорожском направлении?
— На Украине никогда не было своих ресурсов, поэтому они не могут закончиться. Кредитные ресурсы — это все деньги на войну, мы давно воюем с НАТО. Украина себе не принадлежит с финансовой точки зрения, не определяет, чем ей заниматься, и что ей делать. Все это определяют другие, старшие дяди, которые сегодня платят ей денежку. Деньги у них не кончатся, потому что деньги — не их. И люди, которые участвуют в военных действиях, у нее тоже не закончатся — потому что это не ее люди. И наемники тоже не кончатся, потому что в мире всегда будут рождаться уроды. <…> Поэтому наша задача — как можно быстрее освобождать мир от фашизма, устанавливать мир на наших условиях и только в этом случае мы решим эту задачу. И рассчитывать на то, что у них там что-то кончится — не надо.
— Зеленский презентовал в Европе "план победы". Сначала была некая "Формула мира". Два года она претерпевала изменения, и канула в лету, а на ее месте родился "план победы". Как вы считаете, он действительно содержит пункты по урегулированию конфликта или это вновь список нужного вооружения и требование взять Украину в НАТО? И есть ли смысл России на политическом уровне обсуждать любой из этих документов?
— Говорить надо с Англией, говорить надо с Америкой, с теми, кто "заказывает музыку". Потому что Украина — это не самостоятельные люди, они не решают, что им делать. Все планы, которые сегодня там заявляют — это все детский, дешевый обман. Даже европейцы сегодня это понимают, что на это никто не пойдет. Может быть, уже с людьми, которые сегодня живут в Украине, не получится нормального диалога. Но детей мы воспитаем правильно. И эти дети будут жить в правильных традициях. Не в традициях так называемых европейских ценностей.
По поводу Зеленского и его плана — чушь собачья. Вообще нет смысла это все слушать, потому что больше нас уже никто не разведет. Ни на "Минск-1", ни на "Минск-2", ни на "Хасавюрт". Никто не пойдет больше на подобную авантюру, на подобный обман.
Только тогда мы остановимся, когда мы закончим все задачи, которые поставил перед нами президент. Это наши земли и наш народ. И мы в любом случае задачи, поставленные специальной военной операцией, выполним и дойдем до русских городов, которые должны быть освобождены — тогда русский человек будет жить нормально.