Как маккартизм зародился и пустил корни в "стране свободы"
В конце века ХХ часами беседовал с американским коммунистом, из США в СССР сбежавшим. Его страшные рассказы о преследованиях казались неким преувеличением. Конечно, я слышал о комитете палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности, куда вызывались люди из Голливуда, многие знаменитые ученые, даже политики и военные. От попавших всего лишь по подозрению в списки коммунистов требовали доказательств непричастности к партии. Но и без всякого членства симпатии к Советскому Союзу карались включением в "черные списки". В них попадали сотни писателей, актеров, режиссеров, инженеров... Потеря работы, общественное презрение, травля не только в СМИ, но и соседями, коллегами по работе. Полное исключение из любых сфер общественной жизни. "Маккартизм" пришел, как я полагал, после победного окончания Второй мировой и Фултонской речи экс-премьера Британии Уинстона Черчилля в 1946 году. Она явилась, по сути, объявлением "холодной войны". Потом маккартизм вроде бы сошел на нет.
Но я ошибался. Экс-американец, ставший у нас лауреатом Государственной премии, меня чуть не высмеял: "Мальчик, что ты знаешь об американском антикоммунизме. Комитет по расследованию существовал еще с 1938-го и благополучно действовал до 1975-го. Кто-то донес, что ты левый и тебя вышвыривали с работы без всяких вопросов. Было почти невозможно встать на пособие. Невозможно поступить на учебу. От таких отворачивались родственники. Мой родной брат десятилетиями со мной не общался. И в принципе я его понимаю: боялся. Могли вызвать и его, обвинить, выгнать, сделать из преуспевающего инженера никем, как сделали меня. Да, в годы войны чуть стихло. Нужны были умные головы и умелые руки. Но уже в 1944-м все вернулось. Коммунистом назвали даже президента США Франклина Рузвельта".
Последовали и другие рассказы. Толпа охотилась на левых. Прямо на знаменитой Таймс-сквер коммунистов избивали, топтали ногами. У нас немало писалось о казни на электрическом стуле Юлиуса и Этель Розенбергов, подозревавшихся в атомном шпионаже. Обвинения не были доказаны. Некоторые честные американцы выступали против казни. Но тысячи американцев, и об этом в СССР как-то не сообщалось, выходили в 1953-м на демонстрации с крупно выписанными лозунгами: "Забирайте их в Москву и хороните на вашей Красной площади".
Маразм, искусственно подогреваемая ненависть продолжалась годами.
Считается, что термин "маккартизм", по имени сенатора Джозефа Маккарти, дал американский карикатурист Герберт Блок. И сам Маккарти с этим термином согласился, выпустив книгу "Маккартизм - это борьба за Америку".
Летом 1953 года перед казнью невинно осужденных на смерть супругов Розенбергов заряженные ненавистью толпы выходили в США на улицы с плакатами: "Повесьте их и отправьте тела в Москву". Фото: Getty Images
Алкоголик, наркоман, чего не оспаривают и его соотечественники, годами взвинчивал страхи обывателей, накачивая их ложью о советских шпионах и коммунистах, проникнувших во все слои американского общества - от правительства до университетов.
Даже ярого русофоба президента США Гарри Трумэна обвинял в попустительстве. Считал, будто после его ухода из Белого дома в федеральном правительстве и администрации осталось 1456 коммунистов или им сочувствующих. Заявил в 1950-м, что внутренние враги нации окопались в государственном департаменте: "Он кишит ими. У меня есть список из 205 имен". И, находясь почти всегда под алкогольными парами, всегда путался в цифрах там осевших и ведущих войны против Америки.
Доходило до идиотизма. Он вызывал на слушания бывшего начальника штаба США военных лет, затем министра обороны и госсекретаря Джорджа Маршалла. Объявил его "частью огромного и позорного заговора". Того самого, чей "план Маршалла" помог американцам взять Западную Европу в свои ежовые рукавицы.
Не побоялся предъявить обвинения армии США, начав против нее судебный процесс. Затем наступил черед ЦРУ, "в которое проникли коммунистические агенты". Да что армия и ЦРУ. Маккарти атаковал президента Дуайта Эйзенхауэра. Обвинения все те же - пособничество антиамериканским силам.
Выходили в 1953-м на демонстрации с крупно выписанными лозунгами: "Забирайте их в Москву и хороните на вашей Красной площади"
Из библиотек принялись изымать произведения авторов, заподозренных Маккарти в симпатии к коммунистам. Часть книг успели сжечь. Это ничего не напоминает?
Тем более что одновременно сенатор потребовал смягчения наказаний для преступников из Ваффен-СС, зверски зарезавших в 1944 году американских военнопленных.
Вскоре отнюдь не левые политики сравнили его с Адольфом Гитлером. Но и что? Маккартизм пустил глубочайшие корни "в стране свободы". По опросам Института Гэллапа в августе 1950-го к политике Маккарти "благоприятно" относились около 15 процентов. А в январе 1954 года цифра сторонников резко подскочила - сразу 50!
Маккарти уже представлял угрозу не только для коммунистов. Их в Штатах почти не осталось. Он восстановил против себя президента Эйзенхауэра, силовые ведомства, часть здравомыслящих, тогда оставались и такие, сенаторов и конгрессменов. Посыпались обвинения в его адрес. В основном не сугубо политические (не решались?), а чисто бытовые. Пьет, хамит даже на заседаниях, всегда маниакально уверен в своей непогрешимости. И огромным неводом может утащить на дно всех, мало-мальски с ним несогласных. Свое дело Маккарти сделал, пора его убирать? Но как?
Тут истеблишменту, не горевшему желанием шагать дальше вместе с шизофреником, повезло. Алкоголизм, спаренный с наркотиками, представляет из себя гремучую смесь. Не выдержал воспаленный мозг, а вслед за ним и печень. Маккарти поместили в госпиталь. Где, как констатировали врачи, он скончался в 48 лет в 1957 году от цирроза печени. Однако авторитетные биографы-исследователи утверждают: совершил самоубийство.
Увы, грязное дело Маккарти по-прежнему живет. И сегодня маккартизм не подает никаких признаков близкого ухода.