Русских героев итальянского Сопротивления на родине встретили настороженно

Многие знают о подвиге Героя Советского Союза Федора Полетаева, поднявшего в смертельную атаку итальянских партизан. Он похоронен в Генуе, и каждый раз, когда я попадаю в этот город, проведываю его могилу. Отрадно отметить, что она всегда чистая и ухоженная.

Русских героев итальянского Сопротивления на родине встретили настороженно
© Российская Газета

А об этой истории известно меньше. Место действия - городишко Сан-Дзено-ди-Монтанья в провинции Верона. Здесь 7 октября 1944 года партизаны уничтожили главу местной администрации. Гитлеровцы в ответ арестовали 4 тыс. человек. За одного убитого расстреливали 10 итальянцев. Партизаны решили вырваться из облавы. Завязалась перестрелка. Один из них крикнул: "Все уходите! Я вас прикрою". И когда кончились патроны, застрелился.

На его могиле я прочел всего три слова: Рartigiano sovietico ignoto - неизвестный советский партизан. Настоящего имени героя не знает никто. И таких безымянных могил по всей Италии немало. В партизанских отрядах здесь участвовали более 5 тыс. солдат и офицеров Красной армии. Многие из них остались здесь навсегда.

9 мая 2019 г. В Сан-Дзено-ди-Монтанья состоялась панихида на могиле неизвестного русского партизана. Фото: ortodossiaverona.com

Летом 1943 года Рим становится центром итальянского Сопротивления. Партизаны организовывали саботажи, нападали на военные конвои и солдат вермахта. Нигде в Италии, и даже в других столицах Европы, подобного не было. Особенностью римского Сопротивления стало то, что в нем участвовало и советское антифашистское подполье. Эта сеть была организована русскими, которые поселились в Риме еще до войны. Многие из них принадлежали к аристократическим кругам и были врагами большевиков. В их числе княжна, художник и два священника. Но после нападения Германии на СССР они объединились против фашизма.

Алексей Флейшер. Фото: Со страницы Массимо Эккли в соцсети "Вконтакте"

Один из героев подполья, Алексей Флейшер, тогда сказал: "Я не белый и не красный, а русский". Выходец из дворянской семьи, после революции он оказался в Европе. Добрался до Белграда. В 1942 году, после начала оккупации Югославии, его арестовали итальянцы и отправили в Рим. Освободившись, устроился метрдотелем в посольство королевства Сиам, которое римляне называли "Вилла Тай". После того как в сентябре 1943-го итальянский король бежал из Рима, дипломаты королевства Сиам покинули здание, которое осталось без присмотра. Именно там Флейшер и создал общество поддержки советских пленных.

Немцы стали привозить их в Италию на принудительные работы с лета 1943 года. Содержали в концлагерях и использовали на разминировании территорий, разгрузке вагонов, ремонте дорог после бомбардировок США и Британии. Также пленные строили заграждения на 300-километровой "Линии готика". Флейшер укрывал тех, кому удалось бежать, на "Вилле Тай", а затем переправлял в районы боевых действий. В октябре 1943 года, узнав, что в Монтеротондо, в 25 км от Рима, привезли несколько десятков красноармейцев, которых разместили на последнем этаже старинного Палаццо Орсини, Флейшер с друзьями-итальянцами разработал план побега. Среди пленных были Алексей Коляскин и Анатолий Тарасенко. В итоге одна группа, под руководством Тарасенко, ушла без особого шума через крышу дома, а вторая, которой командовал Коляскин, действовала более рискованно: в воскресенье, когда немецкая охрана перепилась, ее перебили. Проводник-итальянец провел обе группы в пещеру, где их уже ждали партизаны. Потом отсюда русские вместе с местными отправлялись на задания. Они воевали храбро и жертвенно, это признавали сами итальянцы. Чаще всего нападали на немецкие эшелоны с продовольствием и боеприпасами.

В один из вечеров Анатолий Тарасенко отправился в город за очередным заданием к командующему партизанскими отрядами Монтеротондо. Получив указания, переночевал в доме местного жителя. Утром, когда собирался уходить, жена хозяина предупредила, что рядом с их домом встала на привал немецкая часть, у дверей уже стоял часовой. Она помогла Анатолию переодеться в одежду мужа и дала ему на руки своего трехлетнего сына. С малышом на руках он вышел во двор. Его было окликнули, но ребенок заплакал и стал повторять: "Папа, папа". Чем спас "отцу" жизнь - немцы выпустили его за ворота.

Весной 1944 года партизанам поступил приказ освободить Монтеротондо. Русские партизаны напали на отступавшую немецкую колонну, уничтожив десятки немецких солдат, а 300 взяли в плен. Коляскин лично подбил немецкий танк и был ранен. Когда американские части вошли в город, там уже не было ни одного гитлеровца.

В разных районах Рима Флейшер создал 40 конспиративных квартир, где скрывались советские партизаны. Хозяевами были и русские эмигранты, и итальянские антифашисты. Одним из главных убежищ стал бар на улице Кайроли. Бывало, наверху выпивали немецкие солдаты, а под ними, в подвале, сидели партизаны. К тому времени партизанское движение фактически превратилось в самостоятельную армию. Генерал-фельдмаршал Кессельринг, командовавший немецкими частями в Италии, сообщал, что партизаны блокировали деятельность 13 немецких подразделений, которые из-за этого не были отправлены на фронт.

Владимир Переладов. Фото: historyrussia.org

В июне 1944 года была провозглашена одна из первых в Италии свободных от немцев зон - Республика Монтефьорино. Бойцы Сопротивления контролировали территорию площадью 1 тыс. кв. км, на которой проживали 50 тыс. человек. Большую роль в установлении республики сыграл Русский ударный батальон, сформированный из советских военнопленных. Помимо них там были чехословаки, австрийцы и даже один темнокожий американец, всего 550 человек. Командовал им Владимир Переладов - его называли "Капитано Руссо". В 1941 году он, московский студент, стал командиром артбатареи. Был ранен, попал в плен под Вязьмой. Трижды бежал. Неудачно. В Италию его привезли на строительство укреплений Готской линии. Но он бежал и отсюда, на этот раз удачно. Скрыться ему помог местный рабочий велосипедной фабрики - спрятал в стогу сена.

Русский батальон был одним из самых мощных подразделений, участвовавших в итальянском Сопротивлении: его бойцы уничтожили 350 автомашин, взорвали 212 мостов, захватили в плен 4,5 тыс. гитлеровцев. По вечерам они пели песни: грузины - "Сулико", украинцы - "Распрягайте, хлопцы, коней", русские - "Катюшу", которая полюбилась итальянцам своей мелодичностью. На музыку "Катюши" было написано несколько итальянских текстов, один из них стал гимном всех партизан Италии - "Свистит ветер".

Республика Монтефьорино продержалась 46 дней. Немцы бросили против нее шесть соединений регулярной армии, и в июле 1944 года она была задушена. Отряд Переладова вместе с итальянскими партизанами несколько часов сдерживал натиск, но силы были неравными. В том сражении погибли и многие русские. Несмотря на свое недолгое существование, республика осталась в истории как одно из главных завоеваний Сопротивления на Апеннинах.

4 июня 1944 года англо-американские войска вошли в Рим. На улицы повалил народ - свобода! Это был грандиозный праздник: спустя 271 день война в Риме была окончена. А на улице Номентана, на балконе здания с тремя белыми слонами на барельефе, выстроились люди с автоматами - это были партизаны. Среди них были и подпольщики Алексея Флейшера. Потом колонной в полсотни человек они вышли из "Виллы Тай" под красным знаменем, которое сделали из тайского флага, и с ним через весь город пришли в Ватикан - на прием к Папе Римскому. Флейшер позже вспоминал: "Папа раздал нам свои портретики, четки, потом отошел и скромно в уголке помолился. А узнав, где мы живем, дал нам два автобуса, чтоб мы, значит, не пешком шли обратно уставшие".

Советские партизаны Римской провинции, 1944 г. Фото: reggimentoimmortale.com

Снова в СССР

Вскоре в Рим прибыли представители СССР. Флейшер передал уполномоченному по репатриации 182 спасенных им пленных, включая 11 офицеров. Еще шла война, и им пришлось добираться на родину через Египет и Иран до Баку. По возвращении их тщательно проверяли, многим пришлось помытарствовать. Тарасенко устроился завскладом в поселке Анзёба, близ Братска, где и прожил оставшуюся жизнь. Поэт Евгений Евтушенко ночевал в его доме, после чего написал поэму "Итальянские слезы". Она так и начинается: "Возле Братска, в поселке Анзёба, плакал рыжий хмельной кладовщик. Это страшно всегда до озноба, если плачет не баба - мужик".

Алексей Коляскин вернулся под Лугу, разыскал детей, потом переехал в Уфу, устроился зоотехником на конезавод. Флейшер вернулся позже всех, в 1956-м, дождавшись смерти Сталина. Ему не разрешили жить в столице, и он работал в Ташкенте картографом. Благодаря писателю Сергею Смирнову, опубликовавшему о них очерк, их перестали считать изгоями, начали приглашать на мероприятия. На одной из таких встреч прервалась жизнь Алексея Коляскина: в 1975 году в Ленинграде во время выступления 9 Мая у него не выдержало сердце. А Владимир Переладов долго работал на Крайнем Севере, потом занимал высокий пост в Госплане СССР. Прожил 90 лет.

Русским героям установлены памятники в Милане, Турине, Генуе, Удине. По подсчетам экс-посла РФ в Италии Сергея Разова, в 57 населенных пунктах страны находится до 200 захоронений советских воинов, и народ Италии с уважением относится к их памяти.