О тайнах детектора лжи рассказала новосибирский полиграфолог Татьяна Муштаева
Сегодня на детекторе лжи проверяют не только криминальных авторитетов и подозреваемых в совершении тяжких преступлений, но и кандидатов на ответственные должности, и даже неверных жен.
Моду на детектор лжи навязывают шоу и сериалы, но этот прибор – не игрушка. Проверка на полиграфе может определить судьбу человека на годы и десятилетия вперед, порой только с его помощью удается выйти на след опасного преступника, который скрывался от правосудия много лет, говорит собеседница VN.ru.
Татьяна Муштаева – единственный полиграфолог в отделе криминалистики следственного управления Следственного комитета России по Новосибирской области. В эту сферу деятельности она попала из системы МВД.
«Изначально я работала в МВД – была психологом, потом отучилась на полиграфолога и занималась кадрами, проверяла кандидатов на службу, – поделилась героиня нашего материала. – Потом съездила в командировку в Чечню, поработала по уголовным преступлениям и решила, что мне пора переходить на новый уровень сложности, что это настоящая исследовательская работа и что мне это интересно».
Татьяна Муштаева пришла на работу в отдел криминалистики – стала проводить проверки на полиграфе по тяжким и особо тяжким преступлениям. Сейчас у нее уже большой опыт в таких делах, обмануть этого специалиста, пожалуй, не сможет даже самый коварный лгун.
– Татьяна Александровна, в каких случаях необходима проверка на полиграфе?
– Нет никаких особенно жестких правил, есть следователь-криминалист, который курирует расследование преступления. Именно он ставит полиграфологу задачу, в чем надо разобраться.
Много проверок у нас идет по мошенничествам, часто проверки назначаются по делам прошлых лет. Если человек непричастен к совершению преступления, то проверка на полиграфе – это порой единственная возможность усомниться в его, казалось бы, очевидной «виновности».
– Существует стереотип, что детектор лжи можно обмануть. Правда ли это?
– Есть разные способы противодействия: во время проверки люди кашляют, двигают руками, представляют себя на озере, на море – в расслабляющей обстановке. Считается, что это как-то помогает скрыть волнение и страх. Мое личное мнение – никакие мысли об озерах не помогут человеку не нервничать, если ему светит, скажем, двадцать лет. Если человек психически здоров, он все равно помнит события преступления и будет реагировать на задаваемые мной вопросы. У него будет меняться давление, пульс: тело будет выдавать его волнение.
– Результаты некоторых проверок на полиграфе бывают неоднозначными. От чего это зависит? – В идеале полиграфная проверка проводится тогда, когда у обследуемого лица уровень интеллекта не ниже среднего – в идеале, но мы работаем с тем, что есть. Результат бывает сомнительный, когда приходят лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Когда у человека похмелье, ломка, конечно, он не может нормально отвечать на вопросы. У него нет четкой картины, он до конца не понимает, что происходит. – Как готовится проверка на полиграфе? – Я изучаю дело, иногда надо изучить несколько томов, нередко бывают срочные проверки. Следователь дает указания – мне надо выяснить то-то и то-то, далее я уже формулирую вопросы в связи с теми задачами, которые мне надо выполнить. – Вы работаете полиграфологом много лет. Какие истории запомнились? – У нас все истории интересные, не перестаешь удивляться, все всегда по-разному. Конечно, интереснее общаться с умными, интеллигентными, образованными людьми. Это сложно и интересно. Я воздействую на человека, с которым работаю, он воздействует на меня, это игра с достойным соперником.
Самыми интересными всегда бывают дела, в которые надо вникать, в которых надо разбираться. Иногда дело не могут раскрыть много лет, и потом его все-таки раскрывают, и если это происходит не без твоей помощи – это приятно. Это работа исследовательская, надо так составить коммуникацию, надо так поговорить, чтобы он раскрылся, – это искусство.
– Вы – эффектная молодая женщина, блондинка. Не бывает такого, что преступные элементы, подозреваемые не воспринимают вас всерьез? – Они могут воспринимать меня как угодно, главное – это результат. По длительности проверки бывают от двух часов до бесконечности. И пять, и шесть часов могут длиться, бывает, что проверку приходится переносить на следующий день. Все зависит от объема поставленных задач. – Чем вы занимаетесь в свободное от работы время? Смотрите ли вы криминальные сериалы? – Нет, но подобный жанр и сценарии некоторых сериалов, которые на слуху, воспринимаю с юмором. В свободное время я – обычная женщина: пеку пироги, занимаюсь домом, семьей, занимаюсь спортом.