Начальник СП-41 Кирилл Фильчук считает, что работа полярника - лучшая в мире
Ровно месяц назад, 30 сентября, в Северном Ледовитом океане открылась дрейфующая станция СП-42 (Северный полюс-42). Это вторая экспедиция нового формата, сочетающего специально сконструированное судно ЛСП (ледостойкая самодвижущаяся платформа), "Северный полюс" и ледовый лагерь. Первой стала СП-41, дрейфовавшая 20 месяцев. Бессменным начальником СП-41 был Кирилл Фильчук. Он активно участвовал и в подготовке СП-42, в том числе в выборе льдины, после чего вернулся в Петербург.
Кирилл Фильчук: Приложил все силы для того, чтобы у СП-42 все сложилось удачно. Переживаю за экспедиционный состав, за успех миссии СП-42 в целом и, конечно, за "Северный полюс", потому что двадцать месяцев судно было домом для меня и моих товарищей. Мы перестали воспринимать его как инженерно-техническое сооружение и даже начали одушевлять. Каждую неисправность на судне (к счастью, крупных не было) переживаю очень болезненно, буквально до физических ощущений. Как за близкого человека переживаю. Ему больно - и мне больно.
Надеюсь, что у состава СП-42 все получится. Они в самом начале пути, который мы уже прошли. Немного завидую им. Работа полярника - лучшая в мире.
Каким видится дрейф СП-42?
Кирилл Фильчук: Скорее всего, СП-42 повторит путь СП-41, то есть будет вовлечена в трансарктический дрейф и через приполюсный район выйдет к Шпицбергену и проливу Фрама.
Каков спектр уже проведенных исследований?
Кирилл Фильчук: От донных отложений - мы имеем мощное оборудование, позволяющее брать пробы и с восьмикилометровой глубины (максимальные глубины, которые встретились на СП-41, - менее 5 километров), через всю массу воды, далее морской лед, и атмосфера (на высоту до 30 километров). Любые сведения о состоянии природной среды Центрального
Арктического бассейна невероятно ценны. Они позволяют в некоторой степени ликвидировать белые пятна покрытия планеты данными наблюдений, что позволяет существенно повысить качество и достоверность оперативного и климатического прогнозирования.
А у СП-42?
Кирилл Фильчук: Программа немного поменялась, и это нормально. Например, добавилось изучение зоопланктона бесконтактным голографическим методом (цифровой голографический снимок определенного объема воды, содержащей планктон, с помощью спутника передается ученым, оставшимся на материке). Это разработка коллег из Томского государственного университета.
Какие традиции, сложившиеся на СП-41, вы передали преемникам? В конференц-зале "Северного полюса" стоит переходящий кубок. Это за футбольный матч?
Кирилл Фильчук: Кубок - за победу в чемпионате по настольной игре - "ходилке". В футбол играли, но провести чемпионат не могли. Не было фиксированного состава команд.
Сформированные нами традиции, связанные с досугом, официально не передавали. Но в составе СП-42 есть люди с СП-41, которые обязательно о них расскажут.
Мы вместе отмечали Новый год, 9 Мая, другие праздники. Например, на 8 Марта устроили конкурс красоты, и каждая представительница прекрасного пола победила в какой-либо номинации - "Мисс .Северный полюс.", "Мисс загадка" и другие. Для каждой изготовили ленты с надписями и каждой вручили по короне из оргстекла, изготовленной в судовой мастерской. А на другой год всех женщин чествовали как греческих богинь. Дамам дарили и "духи" - пробирки с водой, поднятой почти с пятикилометровой глубины Северного Ледовитого океана.
На День Победы запустили аэрологический шар, на котором написали поздравление, и устроили салют из ракетниц. Лепили снеговиков на День России 12 июня. На дни рождения дарили самодельные подарки. Мне, например, подарили снегоступы, а биологу Ольге Зиминой - диковинных существ, сделанных из чайных ложек. В общем, каждый получил уникальный презент с учетом индивидуальных предпочтений.
Но есть традиция, которую хотелось бы сохранить: отметки точек суточного дрейфа на большой карте в конференц-зале судна. Было бы хорошо, если участники экспедиций продолжат отмечать на карте маршруты движения своих станций, как это было сделано на 41-й.
Каким стал самый сложный день на СП-41?
Кирилл Фильчук: Когда пришлось из центра Ледовитого океана эвакуировать заболевшего члена экспедиции, которому уже нельзя было помочь в условиях нашего медблока. Была проведена сложная логистическая операция с использованием вертолета. Сейчас спокойно об этом говорю - но тогда речь шла о человеческой жизни, а ближайшим обитаемым местом, как шутят полярники, была МКС.
Главное правило полярника?
Кирилл Фильчук: Собранность и внутренняя дисциплина. Пока в экспедиции - расслабляться нельзя.
Самое любимое место в Арктике?
Кирилл Фильчук: Эмоционально за локацию не цепляюсь. Мне нравится Арктика, ее поразительной красоты пейзажи, которые, возможно, многим кажутся однообразными. Это не так. Здесь можно наблюдать изумительные контрасты, и именно ими Арктика и хороша: много дней тебя окружают ледяные пространства, кажущиеся бесконечными, но вот появляется открытая вода, потом вдруг над горизонтом проступают скальные массивы архипелага...
Полярные области в моем восприятии - это сочетание абсолютного упоения первозданной красотой и подспудного ощущения постоянной угрозы. Именно оно и привлекает. Например, наблюдаешь замечательный безмятежный закат, а через считаные часы, а то и минуты небо заволакивает тучами, начинает завывать метель, и вечер, что называется, очень быстро перестает быть томным.
Одна из угроз - белый медведь. Вы лично проводили участникам СП-41 и СП-42 инструктаж по общению с ним и демонстрировали шокирующие снимки результатов нападений. Доводилось быть в опасных ситуациях?
Кирилл Фильчук: Хозяин Арктики заходил на СП-41 около трех десятков раз. Критических ситуаций не было, но палатку порвали, все, что в ней было, разбросали. Нужно помнить: медведь - не хороший и не плохой, не злой и не добрый. Он чаще всего голодный. Суть его существования - поиск пищи. Если он по какой-то причине решил, что вы - еда, он перейдет в нападение. Это очень сильный, быстрый и опасный зверь, вес которого может достигать 800 килограммов.
Несколько лет назад я чуть не познакомился с белым медведем ближе, чем хотелось бы.
Он стоял в десяти метрах от меня, а расстояние уже в 50 метров - крайне опасная дистанция, с которой он атакует. Появился неожиданно возле продуктового склада. Спасло то, что медведь отвлекся на еду, и мы с напарником выиграли время. Кстати, крайне опасные близкие встречи с медведем обычно случаются во время полярного дня, а не ночи. Потому что в ночи у тебя удваивается бдительность.
Но видел медведя в зоопарке: грустное зрелище. Пройдет вперед три шага, головой покачает. Потом три шага назад, снова несколько кивков... И так часами. Нет. Пусть лучше остается хозяином Арктики, ее частью.
Справка "РГ"
Программа традиционных СП действовала с 1937 года (СП-1 с легендарными папанинцами) по 2013 год (СП-40, которую пришлось срочно эвакуировать из-за разлома льдины). Затем программа СП была приостановлена - до сентября 2022 года, когда в столь высокие широты отправилось новое судно - ЛСП "Северный полюс" ААНИИ. Судно дошло до льдины, пришвартовалось к ней и дрейфовало вместе с ней.
Полярники СП-41 работали как на борту ("Северный полюс" оснащен современными лабораториями), так и на льду, но жили на судне. Оно вернулось на "Большую землю" в мае этого года и после технического обслуживания снова вышло в рейс. На этот раз - с экспедицией СП-42.
Ключевой вопрос
Как вы стали полярником?
Кирилл Фильчук: Вырос в городе Заполярном Мурманской области, впитывал Север и в какой-то момент понял, что хотел бы работать там, где воздействие цивилизации ограниченно. Окончил Российский государственный гидрометеорологический университет. Потом защита диссертации и работа в ААНИИ.
И - первая большая экспедиция, на полтора года в Антарктиду, на станцию "Восток". Я с детства мечтал там побывать, одна из моих любимых книг - повесть "Семьдесят два градуса ниже нуля" Владимира Санина. Мечта сбылась.
На "Востоке" поразила автономность существования. С апреля по сентябрь - это самое холодное время - что бы ни случилось, за тобой никто не может прилететь. Вот это ощущение: когда поднимается в воздух самолет и ты понимаешь, что будешь шесть месяцев находиться здесь, без возможности эвакуации при аварийной ситуации или тяжелой болезни, вот с этими людьми, и ни с какими другими.
Антарктида преподала жесткий урок: когда на зимовке у нас вдруг встал дизель-генератор, ситуация сложилась не то чтобы крайне критическая, но, скажем так, волнующая. Но все остальные экспедиции были в Арктику.
Все тексты сюжета "Новая экспедиция "Северный полюс-42" на уникальном судне в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.