В 1589 году в Бедбурге по обвинению в оборотничестве был казнён фермер

435 лет назад произошла одна из самых известных казней человека, обвинённого в том, что он был оборотнем. В немецком городе Бедбург колесовали, обезглавили и сожгли фермера, который якобы разорвал и съел 16 человек. Никаких материалов судебного процесса не сохранилось, но описания этой истории широко разошлись по Европе. По словам историков, пик веры в оборотней в Европе наблюдался в XIV—XVII веках из-за жестоких религиозных войн, разбоя наёмников и нападений волков. В Европе судили сотни людей по подозрению в ликантропии, но что стояло за каждой из подобных историй, установить зачастую невозможно, подчёркивают специалисты.

31 октября 1589 года в немецком городе Бедбург был казнён фермер, подозреваемый в оборотничестве, серийных убийствах, изнасилованиях и инцесте. Считалось, что он убил не менее 16 человек, включая детей и беременных женщин.

«Волны паники»

Вера в оборотней существует в различных частях света с древнейших времён. Однако особенно широкое распространение она получила в Европе в Средние века и Новое время.

«Волны паники, связанной с верой в оборотней, прокатились по Европе в XIV и в конце XVI века», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.

По его словам, в это время ситуация дошла фактически до состояния массового психоза сразу по нескольким причинам. На фоне религиозных войн противоборствующие стороны обвиняли друг друга во всевозможных преступлениях, связанных в том числе с прислуживанием нечистой силе, а сознание у большинства людей было неспокойно и готово к восприятию мистических историй. Кроме того, по Европе передвигались отряды наёмников, совершавших страшные преступления, как по приказу своих нанимателей, так и по собственной инициативе.

С 1564 по 1589 год серия жестоких убийств и нападений на домашний скот произошла в районе немецкого города Бедбург. Участники расследований постепенно склонились к версии, что зверства совершают оборотни. Вера в это укрепилась после того, как большой волк напал на девочку, но не смог прокусить прикрывавший её горло массивный воротник. После того как игравшие поблизости дети подняли крик, а пасшиеся рядом коровы стали бодать хищника, он убежал. Жители же Бедбурга занялись поисками человека, который, по их мнению, с помощью нечистой силы превращался в волка.

Дальнейшие события в различных источниках, дошедших до наших дней, описываются по-разному. В источниках XVI века нет даже единого мнения относительно того, как звали человека, признанного виновником бедбургских преступлений. Существуют такие варианты написания его имени, как Питер Штумпп, Петер Штумпф, Петер Штюббе и Абил Грисволд. Первый из них — самый распространённый.

Согласно одной из версий, жители Бедбурга объединились в охотничий отряд, настигли хищника и отрубили ему левую лапу. Но волк всё же скрылся. Во время очередной охоты безлапого зверя увидели снова, погнались за ним и обнаружили в той части леса, где скрылось животное, богатого фермера Питера Штумппа, у которого также не было части левой руки — он объяснял это несчастным случаем.

Повстречав земляка в лесу, охотники провели параллели между его увечьем и волчьей раной. Штумппа схватили. Охотники посетили его дом, убедившись, что поймали действительно фермера, а не двойника, после чего доставили арестованного для судебных разбирательств в магистрат.

«Истории об оборотнях оказались очень живучи»

Чтобы ускорить дознание, Штумппа подвергли пыткам, и он довольно быстро заговорил. Фермер рассказал, что он продал душу нечистой силе, получив взамен колдовской пояс, позволяющий ему оборачиваться волком.

Источники XVI века не жалели красок, описывая монстра. Они писали, что зверь был кровожадным и могучим, его огромные глаза блестели ночью, как огненные головни, а из громадной пасти торчали острые зубы.

Штумпп признался в 16 убийствах, в том числе 13 детей и двух беременных женщин, изнасилованиях и инцесте. По словам фермера, он лично съел собственного сына. Кстати, местные жители никогда ранее не подозревали Штумппа в причастности к убийствам, так как одной из жертв был его собственный ребёнок.

Фермер утверждал, что колдовской пояс он выбросил в лесу, скрываясь от охотников. Власти организовали поиски, но ничего не нашли.

Любовницу и дочь Штумппа признали его соучастницами. 28 октября все трое были приговорены к смерти. Казнь фермера была самой изощрённой. Штумппа привязали к колесу и сломали ему конечности, после чего его обезглавили и сожгли. Произошло это 31 октября 1589 года.

Сообщения о суде над «Оборотнем из Бедбурга» разошлись широко как в Германии, так и за её пределами: в Англии, Франции и Нидерландах. Этой истории посвящали специальные брошюры, которые пользовались большим спросом. Однако в различных изданиях приводились и разные детали произошедшего. При этом историкам доступны только подобные источники, так как материалы судебного процесса не сохранились.

«С уверенностью сказать, что именно случилось в Бедбурге, мы не можем. Вполне возможно, что произошла серия жестоких убийств. Маньяки существовали во все времена. Убивать мог как Штумпп, решивший, что он оборотень, так и кто-то другой. В таком случае фермера просто заставили признаться во всём под пытками, а потом казнили, чтобы показать, что власть контролирует ситуацию и защищает людей», — предположил Виталий Захаров.

В любом случае, о том, продолжались ли убийства в районе Бедбурга, история умалчивает. Либо власти их скрыли, либо преступления после смерти фермера действительно прекратились.

Всего историки насчитывают на территории современной Германии около 300 процессов над оборотнями. Аналогичные суды проходили и во Франции. А вот в Англии и в средиземноморской части Европы оборотней не судили. Люди были более склонны к вере в подобных монстров там, где в большом количестве обитали волки.

«История судов над оборотнями и приписываемых им преступлений на самом деле исследована плохо. Что происходило в каждом конкретном случае — непонятно. Ведь даже об одном из самых известных дел — деле Штумппа — мы знаем только по косвенным источникам. Уровень образования населения Европы в то время оставлял желать лучшего. А чем ниже уровень образования, тем больше суеверий. Впрочем, истории об оборотнях оказались очень живучими. Многие люди любят пощекотать себе нервы. А в наши дни готовы даже платить за это деньги — отсюда и эксплуатация темы оборотней в современной массовой культуре», — подытожил Захаров.