Трудно не попасть под очарование магии цифр, когда знакомишься с трудовой биографией рода Вакушиных. Отец, Петр Иосифович, устроился работать на городскую электростанцию в 1954 году и трудился здесь в качестве электромонтера до самой смерти в 2005-м, то есть 51 год на одном предприятии! В 1988 году в Горэлектросети пришел его сын, Владимир Петрович, сейчас он – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования службы трансформаторных подстанций, и его трудовой стаж работы составляет уже 36 лет. Получается, 87 лет род Вакушиных делает светлее нашу с вами жизнь!

Несущие свет
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

Безопасность превыше всего

– Петр Иосифович рассказывал о том, каким было предприятие в середине прошлого века?

– Да почти нет. Поначалу он пришел кочегаром, топил дровами стоявшие здесь паровозные котлы, через год стал электромонтером.

– А как складывалась ваша биография?

– Окончил школу № 15, как раз в это время ставшую пятой, затем получил специальность слесаря по ремонту холодильников. Но так как работы по специальности не нашлось, устроился электриком в райрыбкоп. Женился, а в 1988 году пришел на горэлектростанцию электромонтером второго разряда, потом стал монтажником на воздушных линиях, после 1995 года перешел в службу трансформаторных подстанций. Можно сказать, самоучка, электротехнику изучал только на практике.

– Отсутствие профильного образования не мешает?

– Нет. Зачем нужны «корочки», если голова соображает? Сперва все кажется сложным, потом втягиваешься.

– Так ведь их наличие уменьшает риск пострадать на производстве! Кстати, сами-то под напряжение попадали?

– Как-то во время школьных занятий в учебно-производственном комбинате попал под триста восемьдесят, хорошо, парни вовремя отбили. Под бытовым напряжением раз пять-шесть оказывался. Ну, и как-то попал под «десятку» – десять тысяч вольт, после чего четыре месяца пролежал в больнице.

– А в чем была причина?

– Диспетчер в спешке не ту линию отключил. Тогда, в середине девяностых годов, правила техники безопасности соблюдали не всегда. Теперь – другое дело.

– И вас все это не остановило?!

– Как видите.

– С «когтями» по столбам приходилось лазить?

– В первый же день работы загнали…

– Получается, ничто вас на работе испугать не может?

– Был случай, паренек устроился к нам на работу, залез на забор, а у него коленки дрожат – высоты боится. На следующий день уволился. Всякое, конечно, случается. Раньше, бывало, и парни вместе со столбами падали.

– А вы?

– А вот мне не довелось.

Определить поломку по звуку

– Любопытно узнать, как реагируют хантымансийцы, когда видят работающую рядом бригаду электриков?

– В основном доброжелательно, правда, иногда приходится объяснять, что электричество ненадолго отключено ради проведения обязательных профилактических работ, иначе это может обернуться крупными неприятностями. Помню, когда в начале девяностых «хлопнул» силовой кабель и город остался без света, мы три дня жили в «ГЭСе».

– За четыре десятка лет в отрасли наверняка изучили все тонкости профессии?

– Да уж. Все «катэпээнки» (прим. ред. – комплектная трансформаторная подстанция) не по одному разу перебрал. По звуку могу определить, что случилось с тем или иным трансформатором.

– Ремонтом в основном занимаетесь здесь, в цеху?

– И здесь, и на объектах. Мелкий ремонт произвести проще на месте, ведь трансформаторы весят от полутора до пяти тонн, и доставлять их сюда проблематично. Часто зовут для консультаций, если молодые коллеги не справляются, то приезжаю и исправляю ошибки.

– Неужели сегодня юноши еще идут на производство?

– Немного, но есть, недавно вот пришел еще один мальчишка после училища.

– Если честно – не стесняетесь, что работаете простым электромонтером?

– Во-первых, раньше называться рабочим было престижно. Да и у меня появлялась возможность уйти мастером, и зарплату предлагали большую. Я попробовал, два месяца вытерпел – и ушел, не могу сидеть в кабинете. Видимо, притянуло сюда как магнитом.

– Можно назвать это любовью к профессии?

– Любовью?.. Не знаю… Привычка.

– В обозримом будущем не собираетесь ее покидать?

– Без работы скучно. Нравится, когда голова загружена, когда надо решить какую-нибудь сложную задачу. Бывало, по ночам не спал – как инженер-конструктор решал разные технологические задачи.

– 5 декабря городским электрическим сетям Ханты-Мансийска исполняется девяносто лет – с какими мыслями будете встречать юбилей?

– У нас очень дружный коллектив, поэтому праздник встретим с гордостью.

Здесь прекрасно

– Осталось узнать немного о вашей личной жизни…

– Жена, Светлана Анатольевна, работает экономистом, сын Александр – «айтишником», дочь Татьяна – секретарем, растет четырехлетний внук Артем.

– Не хотелось, чтобы сын пошел по стопам отца и деда?

– Нет. У нас достаточно опасная работа, к тому же выбор профессии – его решение.

– Каким занятиям посвящаете свободное время?

– Охотно работаю на даче – с обязательными грядками и парниками.

– С каким результатом завершили сезон?

– Урожай нормальный, только помидоров не было, зато последние огурцы сняли почти в конце сентября.

– Хорошо, но это летом. А зимой чем увлекаетесь?

– В основном подледной рыбалкой. Ну, и до недавнего времени – хоккеем.

– Отчего же перестали болеть?

– Так сейчас там смотреть не на что, а раньше ни одной игры не пропускал.

– Что значит для вас понятие «Ханты-Мансийск»?

– Это мой родной город, в котором прошла вся жизнь. И куда-либо уезжать не хочу, здесь все замечательно – лес, природа, воздух, люди!

Андрей Рябов