История Смутного времени: были ли предателями бояре Романовы?

Два года Смутного времени — с октября 1610-го по ноябрь 1612-го — польско-литовские отряды и немецкие наемники занимали российскую столицу. Постепенно их контроль над ней сокращался, пока не сузился до цитадели Кремля. Все это время с интервентами находились будущий основатель династии Романовых Михаил Федорович и его дядя боярин Иван. Вопреки своей последующей роли, они поддерживали права на российский престол польского принца Владислава Вазы. В 1610-м Михаил даже принес клятву верности иностранному претенденту. Самому будущему правителю Московского государства тогда едва минуло 14 лет, однако по представлениям своего времени он уже вполне мог считаться совершеннолетним.

История Смутного времени: были ли предателями бояре Романовы?
© ТАСС

Слепые идут в ад

Тихое (по возможности незаметное для москвичей) вступление поляков в Кремль состоялось ночью 1 октября 1610 года. Источники сохранили имена двух бояр, настаивавших на вводе иностранных войск: двоюродный племянник Ивана Грозного Федор Мстиславский и Иван Романов. Оба они придерживались мнения, что у России нет другого выхода. С лета 1610 года обострилась гражданская война. Отряды самозванца Лжедмитрия II заняли царскую резиденцию Коломенское и уже угрожали Кремлю. За помощью власти обратились к полякам. Войска гетмана Станислава Жолкевского совершили быстрый рейд в Подмосковье и помогли отогнать самозванца. Но Мстиславскому и Романову этого показалось недостаточно. Оба они боялись, что наступление Лжедмитрия возобновится и тогда спровоцирует бунт бедняков в столице. Чтобы свести риск к минимуму, иностранцев и пригласили стать гарнизоном Кремля.

Готовность пойти на сотрудничество с поляками Иван Романов объяснял патриарху Гермогену страхом перед погромами в городе, которые могут учинить люди авантюриста, и параличом собственных вооруженных сил. На правительство производили удручающее впечатление успехи поляков, успевших вторгнуться в Россию, разбивших царские войска под Клушином и осадивших с 1609 года Смоленск. Как показал своим примером Жолкевский, мобильным отрядам интервентов ничего не стоило обнаружиться и прямо под столицей. У группы семи бояр во главе государства возникало впечатление, что остается либо сдать город самозванцу, либо заключить союз с Польшей.

Люди XVII века сознавали, что ставить вопрос так — значит рисковать независимостью. Но Романовых, Мстиславских, Салтыковых подводил страх. В июле 1610 года в Москве разразился мятеж против царя Василия Шуйского — его обвиняли в поражениях на войне и отравлении известного воеводы Михаила Скопина. Чтобы не упустить власть из рук, бояре сами присоединились к бунту. Они захватили неудачливого царя и добились его пострижения в монахи. Это позволило на время успокоить народ, но вело к нарастанию неразберихи. Отныне России требовались царские выборы, к которым она не была готова. Прежде всего это касалось самих бояр: никого из них нельзя было назвать популярным кандидатом. Между тем сила, способная обуздать анархию, срочно была необходима. Многие видели ее в Польше.

Речи из Речи Посполитой

Неизвестно, кто первым предложил кандидатуру на трон польского принца Владислава, но Романовы были среди тех, у кого эта идея вызвала живой отклик. В 1610 году в столицу прибыл митрополит Филарет — в миру отец Михаила Федор Никитич Романов. Два года он провел в руках у Лжедмитрия II. Выбирая между ним и поляками, архиерей без колебаний останавливался на последних.

В среде московской знати родилась компромиссная формула, позволявшая воспользоваться иностранной помощью и сохранить при этом независимость России. Филарет Романов просил Польшу помочь с наведением внутреннего порядка взамен на избрание царем ее королевича Владислава. Договор обставлялся условием. Как священнослужитель Романов требовал непременного крещения претендента в православную веру, причем еще до коронации. На языке средневековой культуры это означало официальные гарантии независимости России: конфессиональные барьеры в XVII веке были настолько велики, что ни при каких обстоятельствах нельзя было представить, чтобы Польша признала своим королем человека, исповедующего другую веру, кроме католицизма. Если бы Владислав однажды крестился в православие, то навсегда оставался бы запертым в Москве.

Гетман Жолкевский, отдававший отчет в этом, все равно одобрил план, который вряд ли вызвал бы восторги в Варшаве. Обрадованные его согласием бояре принялись действовать. Уже 17 августа они провели Земский собор в усеченном составе — и провозгласили царем Владислава. Это немедленно меняло статус польских отрядов: совершенно неожиданно они превращались в законное войско нового государя. Нажимая на это, Жолкевский и его помощник Гонсевский смогли добиться того, чтобы их части пустили в Кремль, предоставили в распоряжение казну и наделили полицейскими полномочиями для наведения порядка в столице.

Без единого выстрела фактическая власть в столице сменилась. Поляки, оказавшись во главе, стали высылать из города стрельцов, разоружать москвичей и ломать укрепления на улицах, мешавшие патрулировать город. Добровольное правление стало принимать черты оккупации.

Семеро слабых

Романову и Мстиславскому могло казаться, что, по крайней мере, они спасли страну от самозванца. Однако отступивший в Калугу Лжедмитрий вскоре продемонстрировал, что бояться его было нечего: стал терять контроль над войском своих авантюристов, а в декабре 1610 года сам погиб в бытовой сваре. Возникала коллизия — причина, по которой поляков пригласили в Кремль, устранилась сама собой, но следствие ее оставалось: отменить решение Земского собора никто не был в силах. Избранный царем Владислав не просто имел право приехать в Россию. Об этом даже приходилось его просить, ведь другого законного царя у Московского государства все равно не было.

С еще одной коллизией Семибоярщина столкнулась вскоре при дворе польского короля. В сентябре к нему выехало русское посольство с просьбой направить в Россию Владислава. Но встретить монарха пришлось уже под Смоленском, который поляки держали в осаде. Переговоры быстро зашли в тупик. От Филарета Романова, возглавлявшего посольство, потребовали, чтобы он призвал гарнизон сдаться, использовав для этого свой авторитет митрополита. Церковный и государственный деятель оказался на перепутье. Поддаться нажиму поляков означало бы присоединиться к изменникам. Отказать — рисковать попаданием в тюрьму на долгие годы: дипломатического иммунитета в XVII веке не существовало.

Пока Филарет Романов затягивал переговоры, становились яснее позиции поляков. Король Сигизмунд III предлагал московским боярам уже не старую, от Жолкевского, а новую сделку: всю ту же военную помощь против самозванца и наведение порядка в обмен на присоединение к Польско-литовскому государству. Залогом объединения становилась бы капитуляция Смоленска. Воцарение Владислава, как и признание решений Земского собора, короля не интересовали. Отец не отдавал в Москву сына, которого могли бы перекрестить в православие насильно, потому что намеревался управлять Россией единолично — притом не из Кремля, где планировал поселить своего наместника, а непосредственно из Варшавы.

Развилка Романовых

Поздней осенью 1610 года вопрос о том, предатели ли Романовы, становился болезненно острым. В Москве разгорелся конфликт. Семибоярщина утвердила уклончивую формулу "во всем положиться на волю короля" и призвала принести клятву Сигизмунду, отложив спорные вопросы на будущее. Но православного патриарха Гермогена непредрешенчество не устраивало: он требовал немедленного крещения королевича Владислава и видеть не хотел Сигизмунда. Ту же позицию занял и Филарет. Как митрополит Ростовский и Ярославский он предлагал совершить таинство над Владиславом лично.

Разозленные неуступчивостью, поляки, по словам современника, поместили Филарета "в тесноту", хотя и продолжили с ним переговоры. Романова давление не сломило. Впрочем, героем на страницах источников митрополит не выступает. От его имени королю поступали компромиссные предложения, подразумевавшие в основном независимость России ценой серьезных уступок, но наталкивались на гонор Сигизмунда. В конце концов тот в гневе прервал переговоры и действительно бросил Романова за решетку. Без слуг и вещей знатнейший боярин отправился в крепость Мальборк близ берега Балтийского моря. Отрезанный от мира — и от новостей о том, что происходит в России, — он проведет в Польше долгих восемь лет.

Иначе складывалась в Москве судьба Ивана Романова. Как участник Семибоярщины он перешел на сторону Сигизмунда. После этого упоминания о боярине стали редкими. Лидерство в правительстве он уступил Михаилу Салтыкову и бывшему торговцу кожей Федору Андронову. Именно Салтыков с ножом бросился на патриарха Гермогена за отказ благословить клятву Сигизмунду. Что делал в это время Романов — неизвестно. Единственный источник о нем — грамота начала 1612 года, отосланная из Москвы в Кострому и Ярославль за подписью Романова. Вместе с шестью остальными боярами Иван призывал не оказывать помощь первому народному ополчению (позже распавшемуся), в котором уже сражался Дмитрий Пожарский, а вместо этого… хранить верность полякам. Иван Никитич просидел с ними в Кремле до ноября 1612 года, пережив унижение, страх и голод. Жизнь ему и находившемуся при нем племяннику Михаилу немедленно после сдачи гарантировал Пожарский — он отдал распоряжение не притрагиваться к боярам.

В действительности они даже не были наказаны. За преступления Семибоярщины лично ответил только Федор Андронов: как выскочку его не защищали сословные привилегии. Непримиримому стороннику поляков Салтыкову пришлось бежать: его потомки основали в Польше шляхетский род Sołtyk. В XVII веке часть из них снова перешла на службу России на правах смоленской шляхты после отвоевания нашей страной Смоленска. В конце XVII века Салтыковым (которых недолюбливали за прошлое) тем не менее удалось породниться даже с Романовыми.

Никто — насколько это выступает из источников — не обвинял в предательстве самого царя Михаила. В 1610 году он принес присягу королевичу Владиславу, выполняя решение Земского собора, то есть наряду со всеми. К тому же будущий царь был юн. 1612 год он встретил в возрасте 15 лет. Судя по всему, над ним продолжалась опека: основатель династии жил бок о бок с матерью и дядей Иваном. Выбравшись из кремлевской осады, Михаил испугался оставаться в Москве и отправился вместе с родственниками в имение матери, доставшееся Романовым как приданое.

Именно там разыгрался финальный акт русской Смуты. Разбойничий польский отряд, узнав о прибытии землевладельца, предпринял попытку взять его в плен, но был остановлен смекалкой крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего за Михаила Романова своей жизнью. Этот исторический эпизод полюбился правившей династии, благословившей создание картин и даже памятника Сусанину в Костроме. Впоследствии сусанинский рассказ, наоборот, разоблачали как исторически недостоверный. Истина, как всегда, находится посередине. Щедрое пожалование царя Михаила семье Сусанина нашлось среди российских древних актов. Это значит, что смелость, самоотречение и геройство — действительно были. Но вот какой долгий, противоречивый и извилистый путь привел Михаила Романова в его костромскую вотчину, долгое время предпочитали вспоминать с неохотой.

Игорь Гашков