50 миллионов: при Николае II население России увеличилось на треть

130 лет назад на трон Российской империи взошел Николай Александрович Романов. Старший из шести детей Александра III, сам он стал отцом пять раз. В империи, которой управлял царь, это выглядело ординарным фактом биографии. Со 123,9 млн жителей в 1895 году Россия к концу правления Николая II демографически выросла до 181,5 млн. Динамика роста населения преподносила сюрпризы на протяжении всего царствования. С 1895 по 1900 год граждан империи становилось больше в среднем на 1,8 млн человек в год, тогда как с 1910-го по 1915-й — уже на 3,6 млн. Дмитрий Менделеев, основываясь на научных расчетах, предсказывал России 600 млн жителей к 2000 году. В этом завораживающем постоянном возрастании народонаселения есть ли заслуга последнего российского императора?

50 миллионов: при Николае II население России увеличилось на треть
© ТАСС

Родиться в империи

В России XIX века, в отличие от современной, непрекращающееся увеличение населения могло рассматриваться как само собой разумеющееся явление. Во второй четверти позапрошлого века число жителей империи также выросло — с 53 млн до 71,6 млн, а с 1856 по 1895 год достигло выразительной цифры в 123 млн. Однако в те времена империя расширялась, присоединяя земли, а с ними и подданных. При Николае II подъем происходил только за счет внутренних резервов, но тем не менее (единственный случай за историю России) результат превысил 50 млн человек за одно поколение.

Главным образом, увеличению населения России содействовал рост числа ее сельских жителей. По сложившимся правилам земля содержалась в коллективной собственности и перераспределялась в пользу тех, у кого находилось больше рабочих рук, что подталкивало к рождению детей. Естественными ограничителями при такой системе выступали урожаи. За три года до вступления Николая II на престол империю поразил худший в ее истории XIX века голод. Демография продемонстрировала свою уязвимую сторону: она находилась в зависимости от сельского хозяйства.

Власти извлекли уроки из голода. Ему сопутствовала неразвитость транспортной сети, препятствовавшая своевременному подвозу продовольствия. Санкт-Петербург нарастил инвестиции в строительство дорог. За правление Николая II протяженность железнодорожных путей выросла с 34,7 тыс. км до 81,2 тыс. — более чем в два раза. Это дало перспективу крестьянским хозяйствам, позволив включить их в рыночные связи. Скоропортящийся товар становилось по силам вывезти и продать. К концу правления Николая II Россия добилась впечатляющих успехов в сельском хозяйстве, подразумевавшем экспорт: заняла второе место в мире по сбору зерновых культур в целом, по пшенице, ржи, ячменю — первое на планете, обеспечила себе 50% мирового рынка куриных яиц и лидерство в производстве сахарной свеклы, а вместе с ней и сахара. И это только часть общей статистики: прогресс затронул технические культуры. По хлопку Россия стала третьей в мире, зато по льняным тканям успела выйти на первое место. То же касалось поголовья лошадей, коз и овец - первые.

В вагоне восточного экспресса

Расширение железнодорожной сети на Сибирь и Дальний Восток позволило Николаю II смягчить негативное последствие демографического роста — аграрное перенаселение. Правительство разработало программу освоения азиатской части империи. Каждому переезжавшему на восток стали выделять по 15 десятин (16,4 гектара) сельскохозяйственных земель. Между 1897 и 1906 годом демографический рост в Сибири еще соответствовал общероссийским показателям: с 5,8 млн человек до 6,8 млн. Но начиная с 1907 года он становится взрывным. К последнему полному году правления Николая II, 1916-му, сибирское население увеличилось уже до 11,1 млн человек. Таких опережающих темпов суровый край не знал никогда в своей истории — ни до, ни после.

Этому содействовала программа поощрения на местах. Как вспоминал российский общественный деятель Борис Бразоль, "в Сибири были устроены казенные склады земледельческих машин, снабжавшие население сельскохозяйственными орудиями по крайне низким ценам". Это позволило подключить регион к общероссийскому и мировому аграрному рынку — Бразоль упоминал налаженный вывоз масла и яиц.

На фоне экономического подъема росли города. Третий мегаполис современной России Новосибирск начинал свою историю как Новониколаевск. Его возникновение определила логика прокладки железнодорожных путей Транссиба. На месте их пересечения с Обью (стык двух главных транспортных артерий) само географическое положение диктовало появление коммерческого и промышленного центра. В ряду прочих городов знаменитый в наши дни сибирский Нижневартовск также увидел свет при Николае. На богатевшие земли российского Дальнего Востока и Сибири в его эпоху охотно переселялись корейцы — они положили начало российской корейской общине. 

Пятьдесят столиц

Общий рост числа жителей империи неизбежно отражался на демографии городов. В 1894 году в России насчитывалось всего 19 губернских центров, население которых превышало 100 тыс. человек. В 1917 году этому условию отвечали уже 50. Среди них выделялись мегаполисы империи — Петроград и первопрестольная столица Москва. Они же входили и в пятерку крупнейших городов Старого Света.

В эпоху Николая II происходит трансформация их внешнего облика. Разворачивается строительство домов-многоэтажек в шесть и более этажей, способных принять возраставшее население. Под нужды горожан расширяется телефонная сеть: с 236 тыс. км в 1906 году до 1045,8 тыс. в 1913-м. За последние семь предвоенных лет рост составил 800 тыс. км телефонных проводов.

XX век вступал в свои права как век массового транспорта. В последний год правления последнего царя империя готовила автомобильный прорыв. 29 января 1916 года Николай II утвердил заказ на производство 7,5 тыс. авто, а 2 мая одобрил строительство первого в России государственного автозавода в Мытищах. Частные предприятия успешно работали и до этого. В 1916 году свет увидело самое известное из всех — будущий ЗИЛ. При рождении оно называлось "Товариществом на паях автомобильного Московского общества" (в сокращении АМО), а заложили фундамент советского индустриального гиганта частные инвесторы — братья Рябушинские.

Царская доля

Оценки того, с какой скоростью росла экономика Российской империи при Николае II, разнятся. Чаще всего увеличение национального дохода в среднем по 1913 год оценивают в 3,25%, включая в этот показатель и последние годы правления Александра III. Это был показатель, превышавший средний уровень по Европе, а в отдельные годы (c 1908 по 1913) он поднимался до 7 и более процентов роста в год. Но благотворное воздействие экономического фактора уравновешивалось демографическим ростом. В расчете на душу населения Россия богатела медленно, ощутимо уступая в уровне жизни Италии — в 1,7 раза, а Великобритании (без учета ее эксплуатируемых колоний) — в 3,3 раза. Это приводило к парадоксу. Занимая четвертое место в мире по размерам общенационального дохода и являясь бесспорно великой державой, Российская империя все равно не могла причислить себя к зажиточным странам.

На этой разнице между очевидным потенциалом империи и ее успехами, с одной стороны, и неравномерностью развития, с другой, играли радикальные силы, убеждавшие общество, что средством исправления перекосов может стать кардинальный слом социального порядка. Помимо желания, аудиторию революционной агитации расширяло само правительство, даже когда оно стремилось к благу. Неудача революционеров-народников 1870-х, не нашедших понимания у народа, объяснялась разницей в уровне образования между агитаторами и их аудиторией. Но с 1908 года Россия сама начинает программу первоначального всеобщего обучения. На протяжении 1910-х вплоть до начала Первой мировой войны в империи ежегодно открывались в среднем 5 тыс. школ. В 1914 году (когда разразилась война) 67,8% мобилизованных империи были грамотными (статистики по другим социальным группам не существует).

Возмущенные тяготами войны и достаточно образованные, чтобы усвоить леворадикальную пропаганду, рабочие, солдаты и матросы станут в 1917 году могильщиками империи. По жестокой иронии истории это не принесет мира. Развернувшийся гражданский конфликт продлится до 1921 года, добавив к 2 млн жертв Первой мировой еще не менее 10 млн — внутреннего столкновения. Самая пронзительная из них — последний российский император Николай Александрович Романов.

Игорь Гашков