Обреченность войны и мрачные сны о спасении
Книга этой недели — роман Дениса Джонсона "Дымовое древо" о войне во Вьетнаме
Вьетнамская война началась 1 ноября 1955 года. Прошло почти семьдесят лет, но тени того конфликта не оставляют человечество. В романе "Дымовое древо" Денис Джонсон создает масштабную картину этой трагедии. Он приоткрывает завесу над тьмой, которая впитала ужасы войны, психологию тех, кто боролся, и моральный выбор целой нации.
Все началось с борьбы за независимость
Вьетнамская война — это один из самых драматичных и многогранных конфликтов XX века. Она началась 1 ноября 1955 года и закончилась 30 апреля 1975 года с падением Сайгона. Этой трагической истории дала старт борьба за независимость, когда левые силы Вьетминя, борясь против французского колониального владычества, стали движущей силой революции.
В результате вывода французских войск из Индокитая в 1954 году Соединенные Штаты взяли на себя роль главного союзника Южного Вьетнама. И здесь начинается настоящая драма: параллельно с ростом политической напряженности, Северный Вьетнам, поддерживаемый советскими и китайскими союзниками, начал партизанскую войну на юге, вводя в бой все новые и новые силы. Каждая новая бомба, сброшенная на джунгли, каждое новое наступление Вьетконга подрывали надежды на мир.
Сложные истории солдат и мирных жителей вплетаются в ткань этой войны. Американские войска, развернувшиеся на вьетнамской земле, обнаружили, что даже их превосходство в технике и огневой мощи не гарантирует победу. В 1968 году произошло Тетское наступление — тот самый момент, когда американцы осознали, что война не просто картинка на экране. Миллионы людей следили за новостями из Вьетнама, а наряды солдат из США возвращались домой, полные травм и горечи, не понимая, что произошло.
В итоге после долгих лет борьбы Соединенные Штаты отошли на второй план, оставив Южный Вьетнам на произвол судьбы. Война не только изменила сам Вьетнам, но и оставила незаживающие шрамы на американском обществе, вызвав так называемый "вьетнамский синдром" — глубокое недоверие к власти и военным действиям.
Крушение мифа о спасении
Этой ночью, ровно в три часа, убили президента Кеннеди.
С первых строк "Дымового древа" Денис Джонсон погружает нас в ночной кошмар Америки. За убийством президента — символа надежды и прогресса — следует болезненная реальность войны во Вьетнаме, в которой пересекаются страх, амбиции, предательства и сломленные души. Джонсон предлагает не просто историю, но сложный сплав мрачного отчаяния и неудержимой тяготы, где война — это не победа или поражение, а вечная черная дыра, в которую не перестают падать жизни.
Истории его героев — братьев Уильяма Хьюстона, агента ЦРУ Шкипа Сэндса и католической миссионерки Кэти Джонс — разворачиваются на протяжении нескольких десятилетий, которые охватывают как активные боевые действия, так и их последствия. Через этих персонажей автор рисует мозаичную картину войны, где нет героев и злодеев, а есть только страдающие люди, запертые в бесконечном круге саморазрушения.
Джонсон обнажает пустоту патриотических лозунгов, отправляя молодых мужчин, таких как Хьюстон, в далекие джунгли вьетнамской войны. Еще в начале книги Уильям, находясь на Филиппинах, убивает обезьяну — случайно, без смысла и причины. Этот момент, как будто вне времени и места, символизирует бессмысленность насилия, где даже невинные создания становятся жертвами необузданной агрессии.
"Я переплыл океан и умер", — говорит Хьюстон. И хотя он физически продолжает существовать, его внутренний мир разрушен. Он становится подобием ходячего мертвеца, мертвого еще до того, как вернется домой. По возвращении в Аризону он не находит утешения ни в семье, ни в работе, ни в мелких преступлениях. Этот герой — воплощение того, что в сознании целого поколения стало символом: участие в войне навсегда оставляет на человеке темный отпечаток, от которого нет спасения.
Агенты перемен и моральный распад
На другом краю военной авантюры Джонсон ставит Шкипа Сэндса — сотрудника ЦРУ, для которого война становится моральной воронкой. Как и его дядя, полковник Сэндс, он изначально верит в миф о том, что Америка должна и может спасать мир от зла. Но реальность быстро разбивает эту наивную веру.
Сцена, в которой Шкипу приказывают убить священника, подозреваемого в сотрудничестве с врагом, становится переломным моментом: священник оказывается не изменником, а жертвой обстоятельств, близкой больше к отчаянию, чем к вере в коммунизм. Этот момент запускает у Шкипа цепь сомнений, которая только усиливается по мере того, как он осознает, что война — это скорее бесконечное манипулирование и хаос, чем светлый акт освободительного милосердия.
На протяжении романа Шкип переходит от роли верного агента к сомнению, а затем — к полной потере иллюзий. В какой-то момент он с горечью отмечает:
Ложь поступает на самый верх, а вниз спускается неверный политический курс, ошибочный политический курс.
Джонсон показывает, что даже те, кто считает себя благородными спасителями, часто оказываются просто палачами в чужих руках.
Особое место в этой истории занимает Кэти Джонс. Она — миссионерка, посвятившая свою жизнь помощи детям. Кэти Джонс — единственный персонаж, который олицетворяет хоть какую-то надежду. Ее деятельность кажется абсурдной в жестоком контексте войны, но именно эта абсурдность и позволяет ей оставаться целостной и не терять себя. Вопрос, который Кэти задает Шкипу: "Знаете ли вы Христа?" — превращается в символ, вызывающий к размышлениям над тем, что значит вера, гуманизм и надежда в этом ужасном мире.
Кэти — это голос совести, который часто остается без ответа в хаосе и насилии. Слова, обращенные к Шкипу, обнажают трещины его моральной устойчивости, напоминают ему о том, что цель его действий перестала быть такой ясной, как казалось изначально.
"Дымовое древо" как метафора иллюзорной цели
Центральный образ романа — "Дымовое древо" — служит не только названием, но и скрытой метафорой войны. Это кодовое название операции, в которой Шкипу поручено следить за возможной фальсификацией данных, направленных на оправдание американского вмешательства во Вьетнаме. Название перекликается с библейским символом "дыма, поднимающегося к небесам" — знаком одновременно как апокалипсиса, так и духовного очищения.
В конце концов, эта метафора приобретает ироничный оттенок. Операция, задуманная как акт разоблачения, сама становится частью большой лжи. Шкип оказывается запертым в замкнутом круге двойных стандартов и циничной политики, которая опустошает его изнутри.
"Дымовое древо" — это не только повествование о Вьетнаме. Это размышление о вечной цене всех конфликтов и о том, что каждый такой конфликт оставляет после себя. В романе Вьетнам стал символом трагедии и разочарования. Война остается неизменной — со всеми ее ужасающими реалиями, потерями и разрушением судеб.
Джонсон не стремится к утешению. Он рисует портрет войны, наполненный жестокостью и бессмысленностью, где черное и белое превращаются в тени. В его мире герои вряд ли спасут мир или себя, но при этом продолжают упорно искать хоть какую-то опору. "Мы в жутком месте", — замечает один из персонажей, на что Кэти отвечает:
Это падший мир.
В своей бескомпромиссной честности Джонсон обнажает перед читателем моральную катастрофу, где победителей нет, и где каждый герой, веря в свою правоту, становится лишь еще одной фигурой в игре, правила которой давно никто не понимает.
Издательство: АСТПеревод: Евгений РоманинКоличество страниц: 928Год: 2023Возрастное ограничение: 18+
Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты "Реальное время", автор телеграм-канала "Булочки с маком" и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке "Макулатура".