Какие были герои и антигерои Смутного времени в русской литературе
Смутное время - сложнейший и важнейший период русской истории, в который были заложены многие основы того, что мы называем "русской жизнью" и "российским менталитетом".
Начиная с 2005 года драматические события начала ноября (конца октября по старому стилю) 1612 года, завершившиеся тем, что народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского изгнало из Кремля захвативших его чужестранцев и в конечном итоге восстановило монархию во главе с новой династией Романовых (избранной, между прочим, на "съезде народных депутатов" того времени - Земском соборе), отмечается в России как День народного единства - главный государственный гражданский праздник.
Смутное время (1598 - 1618) - и в самом деле сложнейший и важнейший период русской истории; именно тогда были заложены многие основы того, что мы называем "русской жизнью" и "российским менталитетом". Неудивительно, что яркие герои (и не менее яркие антигерои) Смутного времени всегда привлекали внимание русских писателей и драматургов - начиная с XVIII века и до наших дней.
Напомним несколько классических произведений. Среди их героев - Борис Годунов, Григорий Отрепьев, Шуйские, Лжедмитрии, Марина Мнишек, Иван Сусанин и - главные герои Народного ополчения, победившего оккупацию - Минин и Пожарский.
1. А.С.Пушкин "Борис Годунов" (1605)
"Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве" - историческая драма Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское. "Борис Годунов" был написан под влиянием чтения "Истории государства Российского" и посвящен периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. Действующие лица - Борис Годунов, Григорий Отрепьев, князь Шуйский, Петр Басманов, Марина Мнишек.
Димитрий ты и быть иным не можешь;
Другого мне любить нельзя.
Самозванец
Нет! полно:
Я не хочу делиться с мертвецом
Любовницей, ему принадлежащей.
Нет, полно мне притворствовать! скажу
Всю истину; так знай же: твой Димитрий
Давно погиб, зарыт - и не воскреснет;
А хочешь ли ты знать, кто я таков?
Изволь, скажу: я бедный черноризец;
Монашеской неволею скучая,
Под клобуком, свой замысел отважный
Обдумал я, готовил миру чудо -
И наконец из келии бежал
К украинцам, в их буйные курени,
Владеть конем и саблей научился;
Явился к вам; Димитрием назвался
И поляков безмозглых обманул.
Что скажешь ты, надменная Марина?
Довольна ль ты признанием моим?
Что ж ты молчишь?
(1825 год)
2. Александр Островский "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1605-1606)
Островский приступил к работе над "Дмитрием Самозванцем…" в начале февраля 1866 года. Как свидетельствует сам Островский, "Дмитрий Самозванец…" - "плод пятнадцатилетней опытности и долговременного изучения источников". Написанная белым стихом пьеса Островского в определенной степени продолжает пушкинского "Бориса Годунова". Во всяком случае хронологически. Среди действующих лиц - реальные исторические персонажи: Василий IV Иванович Шуйский (бывший царем с 1606 по 1610 годы); Дмитрий Иванович - Лжедмитрий I, самозванец; князь Федор Иванович Мстиславский; князь Василий Васильевич Голицын.
Ну нет, не чернецом он смотрит...
Ошиблись мы с Борисом. Монастырской
Повадки в нем не видно. Речи быстры
И дерзостны, и поступью проворен,
Войнолюбив и смел, очами зорок,
Орудует доспехом чище ляхов
И на коня взлетает, как татарин;
А чернеца не скоро ты обучишь
Вертеть конем ногайским или саблей.
<...>
Дмитрий
Мне Бог вручил московскую державу
И возвратил родительский престол.
От юных лет невидимою силой
Я сохранен для царского венца.
Изгнанником безвестным я покинул
Родной земли пределы - возвращаюсь
Непобедимым цесарем, карая
Врагов своих и милуя покорных.
И радостно вступаю в отчий дом
Творить и суд и милость. Вам, бояре,
Мы скажем завтра жалованье наше.
Сегодня пир; гостей иноплеменных
Мы удивим московским хлебосольством.
(1865-1867 годы)
3. Кондратий Рылеев "Иван Сусанин" (1612)
Кондратий Фёдорович Рылеев - русский поэт, один из пяти казненных руководителей Декабристского восстания 1825 года, посвятил Ивану Сусанину "думу" - стихотворение из сборника (21 стихотворение) патриотического содержания на исторические темы.
"Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! -
Сусанину с сердцем вскричали враги: -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
<...>
"Злодей! - закричали враги, закипев, -
Умрешь под мечами!" - "Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
"Умри же! - сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали! -
Погибни, предатель! Конец твой настал!"
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
(1822 год)
4. Михаил Загоскин "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году"
Произведение Михаила Загоскина высоко ценили и Пушкин, и Белинский, и Гоголь. Действие романа происходит на фоне русско-польской войны, с конца 1611 года по конец 1612 года. Для написания романа Загоскин изучал "Историю государства Российского" Карамзина и "Опыт повествования о древностях русских" Успенского, а также летописи и сочинения русских авторов XVII века: в их числе, например, "Сказание" келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына об обороне лавры во время осады ее поляками. Среди героев есть как вымышленные (к ним относится и заглавный Юрий Милославский), так и реальные исторические персонажи, в том числе Минин и Пожарский, организаторы и руководители народного ополчения, осенью 1612 года освободившего Москву от польской оккупации.
"Нет, любовь к отечеству не земное чувство! Оно слабый, но верный отголосок непреодолимой любви к тому безвестному отечеству, о котором, не постигая сами тоски своей, мы скорбим и тоскуем почти со дня рождения нашего!"
"... быть может, внуки наши обнимут поляков, как родных братьев, и два сильнейшие поколения древних владык всего севера сольются в один великий и непобедимый народ!" (1829 год)
5. Гавриил Державин "Пожарской, или Освобождение Москвы" (1611)
Пожарский был одним из любимых исторических героев Державина - именно он возглавил Второе ополчение, которое изгнало интервентов из Москвы - разбил врага, организовал выборы нового царя, по существу положив начало династии. Державин написал эпитафию "На гроб Пожарского", задумал поэму о Пожарском (написал только несколько отрывков); посвятил оду "На коварство во время возмущения французов, к чести князя Дмитрия Михайловича Пожарского, яко укротителя междоусобия и утвердителя монаршей власти"; и в 1805 году - "героическое представление" "Пожарской, или Освобождение Москвы".
В обращении "К читателю", приложенном к этой пьесе, Державин почти дословно повторяет характеристику князя Пожарского, из оды "На коварство": "Когда Пожарской, пренебрегши свое спокойствие и несмотря на раны свои, в смутное время принял на себя главное предводительство собранного войска; не поступил по тогдашним обычаям жестоко со злодеями, на убивство его покушавшимися … - то не был ли он Герой высшей степени, человек самый добродетельный, великий, каковых мало история представляет и каковым я его представляю, придав ему слабости, не победя которых, никто великим почитаться не может?"
<...>"Который бы в боях сражался
Лишь спасть народ, царя от бед;
Перунами не возвышался,
Отнес к другим весь звук побед;
Красой и златом не был пленным,
Простил убийцам обличенным,
Сокрыту зависть наградил;
Не вняв к себе народа клику,
Избрал достойного владыку
И над собою воцарил…
(1789, 1790 годы)
Котарбинский В. А. "Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов", 1882
6. Алексей Константинович Толстой "Ночь перед приступом" (1608)
В стихотворении описана осада Троице-Сергиевой лавры войсками во время польской интервенции, целью которой было возведение на русский престол Лжедимитрия II. Осада началась осенью 1608 года и продолжалась 16 месяцев, но все штурмы были отбиты. Источником "Ночи перед приступом" является "Сказание о осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы" келаря этого монастыря, возможно, в пересказе Карамзина.
Поляки ночью тёмною
Пред самым Покровом,
С дружиною наёмною
Сидят перед огнём.
<...>
Монахи с верой пламенной
Во тьму вперили взор,
Вокруг твердыни каменной
Ведут ночной дозор.
(1840-e годы)
7. Александр Островский "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1612)
"Драматическая хроника в пяти действиях, с эпилогом, в стихах" посвящена второму главному герою Второго ополчения 1611-1612 годов, эпохи Смутного времени в Русском государстве, Козьме Минину. Материалом Островский избрал не просто историю освобождения Руси от поляков, но сюжет исторической драмы Нестора Кукольника "Рука Всевышнего Отечество спасла", поставленной в Александринском театре в Петербурге 15 января 1834 г. Время действия - 8 месяцев (с августа 1611-го до марта 1612 г., времени выхода ополчения из Нижнего Новгорода.
В начале 1862 г. И. С. Тургенев, живший в Париже. "бомбардирует" петербургских приятелей просьбами поскорее прислать ему новую, только что напечатанную в "Современнике" хронику А. Н. Островского "Козьма Захарьич Минин, Сухорук": "Чрезвычайно меня интересует "Минин" Островского; пожалуйста, сообщите мне Ваше впечатление. Новая, смелая попытка! Дай бог, чтобы она увенчалась успехом! Но если даже и будет неудача, я все-таки уверен, что неудача Островского может быть интереснее удачи многих других". Вождем, выросшим из народной гущи, впитавшим в себя все народные чаяния и надежды, осознает себя Минин. Взгляды Островского, нашедшие отражение в хронике, послужили причиной запрещения ее постановки на сцене.
Пожарский
Нижегородцы! Мы за вас идем
С врагами биться, жизни не жалея;
А вы всещедрого молите Бога,
Чтобы Московское нам государство
В соединенье видеть, как и прежде,
Как при великих государях было;
Кровопролитье б в людях перестало;
А видеть бы покой и тишину,
Как и доселе было в государстве.
Минин
Друзья нижегородцы! Ваше войско
Пошло к Москве! Его вы снарядили
И проводили. Буде Бог пошлет,
И нашим подвигом мы Русь избавим,
Великую от Бога примем милость
За избавленье христианских душ;
И во вся роды, в будущие веки,
К навечной похвале нам учинится,
На славу нам, и на помин душ наших.
(1861-1866 годы).
8. Максимилиан Волошин "Дметриус Император" (1591-1613)
Советскую власть Волошин принять однозначно не смог, в стихах и поэмах "Бойня", "Террор", "Дметриус-император", "Красная пасха" и других он явственно проводил параллели между событиями 1917-го и Смутным временем.
По Руси что ветер засвистал,
Освещал свой путь двойной луною,
Пасолнцы на небе засвечал.
Шестернёю в полночь над Москвою
Мчал, бичом по маковкам хлестал.
Вихрь-витной, гулял я в ратном поле,
На московском венчанный престоле
Древним Мономаховым венцом,
С белой панной - с лебедью - с Мариной
Я - живой и мёртвый, но единый -
Обручался заклятым кольцом.
Но Москва дыхнула дыхом злобным -
Мёртвый я лежал на месте Лобном
В чёрной маске, с дудкою в руке,
А вокруг - вблизи и вдалеке -
Огоньки болотные горели,
Бубны били, плакали сопели,
Песни пели бесы на реке…
(19 декабря 1917, Коктебель)
9. Марина Цветаева "Марина"
Марина Мнишек - дочь польского воеводы, жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, первая женщина, коронованная в России. Активно участвовала во всех основных событиях Смутного времени. Марина Мнишек - центральный персонаж трагедии Пушкина "Борис Годунов". Судьба Мнишек нашла отражение в русских народных песнях, в художественных произведениях - драма Н. В. Кукольника "Рука Всевышнего Отечество спасла", драматическая хроника А. Н. Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", поэма Велимира Хлебникова "Марина Мнишек", стихотворение Цветаевой "Димитрий! Марина! В мире…". Цветаева сочувственно воспринимала действия своей тезки, о чем свидетельствует запись, сделанная еще в 1921 г.: "Чего искала Марина Мнишек?…Власти несомненно, но - какой? Законной или незаконной? <…> С грустью думаю, что искала она первой, но если бы я писала ее историю…". У зрелой Цветаевой, утратившей первичный романтизм, оценка Мнишек меняется:
Трем Самозванцам жена,
Мнишка надменного дочь,
Ты-гордецу своему
Не родившая сына…
В простоволосости сна
В гулкий оконный пролет
Ты гордецу своему
Не махнувшая следом.
На роковой площади
От оплеух и плевков
Ты гордеца своего
Не покрывшая телом.
В маске дурацкой лежал,
С дудкой кровавой во рту,
- Ты, гордецу своему
Не отершая пота…
Своекорыстная кровь! -
Проклята, проклята будь
Ты-Лжедимитрию смогшая быть Лжемариной!
("Марина" 1921)
Полную версию читайте на портале ГодЛитературы.РФ