Войти в почту

От полной катастрофы и затопления Валенсию спас проект времен Франко

Наводнения в испанской Валенсии, согласно последним данным, привели к гибели 221 человека, однако эти цифры не окончательные, поскольку сотни людей числятся пропавшими без вести, и власти не надеются найти их живыми. Материальный ущерб оценивается в миллионы евро. Однако трагедия могла бы быть еще масштабнее, если бы не проект, реализованный еще во времена диктатора Франсиско Франко. Фактически построенные тогда сооружения спасли город Валенсия, столицу одноименного региона и третьего по величине города Испании, от полной катастрофы.

От полной катастрофы и затопления Валенсию спас проект времен Франко
© Российская Газета

"Я убежден, что благодаря "Южному плану" (Plan Sur) вода не достигла Валенсии, иначе трагедия была бы еще большей", - считает инженер Мигель Анхель Каррильо Суарес. Речь идет о целом комплексе сооружений, возведенных в 1960-е годы.

Дело в том, что город Валенсия расположен на равнине, слегка наклоненной к морю. К тому же для данной местности характерны мощные ливни. Эти факторы регулярно приводили к наводнениям. Одно из самых разрушительных произошло в октябре 1957 года. Разлив реки Турия привел к гибели, согласно официальным данным, 81 человека, хотя считается, что жертвами того наводнения могли стать до 300 человек. Экономика была парализована на несколько месяцев. Катастрофа была настолько масштабной, что власти решили разработать план защиты Валенсии, который позволил бы уменьшить ущерб, причиненный наводнениями. Было разработано несколько вариантов решения проблемы. Выбор пал на проект, который получил название "Южный план". Он предусматривал искусственный отвод реки Турия на юг, чтобы избежать наводнений в будущем. Длина искусственного русла составила почти 13 километров. Был создан комплекс регулирующих водохранилищ, водоотводных каналов, автомобильных и железнодорожных мостов, построены очистные сооружения.

Власти выделили на реализацию проекта 3 миллиарда песет, однако окончательная стоимость работ была в два раза выше. Чтобы профинансировать строительство, было придумано оригинальное решение: при отправке писем по почте жители Валенсии покупали дополнительную марку стоимостью 25 сентимов. Эта практика сохранялась на протяжении 20 лет.

Работы по отводу реки заняли 11 лет и официально завершились 22 декабря 1969 года, в тот день объекты посетил Франсиско Франко. После этого оставалось лишь провести некоторые отделочные работы на дорогах, озеленение, на что ушло еще четыре года.

С тех пор они не раз спасали город от наводнений, так произошло в этот раз. "Можно сказать, что в городе благодаря новому каналу ничего не произошло. Я живу в Валенсии, нахожусь примерно в 500 метрах от него и здесь все в порядке. Но с другой стороны, трагедия огромна. Этот контраст очень шокирует", - заявил журналистам инженер Федерико Бонет Сапатер.