"Чукотка" пойдет на Восток, чтобы Запад стал ближе, а Севморпуть - быстрее

За восемь лет - пять новейших атомных ледоколов: "Арктика", "Сибирь", "Урал", "Якутия", а сегодня - "Чукотка" сошли со стапеля Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Таких темпов серийного строительства атомоходов не припомнить даже во времена СССР.

"Чукотка" пойдет на Восток, чтобы Запад стал ближе, а Севморпуть - быстрее
© Российская Газета

Построить, конечно, могли - мощности верфи и ее кадровый состав сделать это позволяли. Но не было в те годы столь выраженного и растущего спроса на "вездеходы Арктики", как по праву называют атомные ледоколы.

"Чукотка" станет четырнадцатым таким ледоколом с момента их появления на трассах Севморпути. Первые семь, начиная с атомохода "Ленин" (проект 92М), были введены в строй еще во времена СССР: два из них - проект 10580 "Таймыр" - по советскому заказу строили в Финляндии, все другие, включая ледоколы серии "Арктика" (проект 10520), построены на Балтийском заводе в Ленинграде - Санкт-Петербурге.

"Ямал" (проект 10521) сдавали в рубежном 1992-м. И тогда уже на Балтзаводе вели постройку атомохода "50 лет Победы", которая в силу известных причин растянулась на полтора десятилетия. Только в начале 2007-го он вышел на ходовые испытания в Финский залив, а через два месяца поднял флаг и совершил переход в порт приписки Мурманск.

С закладки нового российского атомохода "Арктика" все на том же Балтийском заводе в Петербурге началось строительство серии универсальных (двухосадочных) атомных ледоколов по проекту 22220 (ЛК-60Я). К этому дню вместе с головной "Арктикой" на трассах Севморпути уже работают "Сибирь", "Урал", завершает испытания и готовится поднять флаг "Якутия".

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 являются на этот день самыми большими и мощными ледокольными судами в мире. Без них нельзя представить навигацию по Северному морскому пути, особенно в его восточной части. Ледоколы прокладывают путь транспортным караванам, могут сопровождать отдельные крупнотоннажные суда, выполняют спасательные операции. А благодаря своей изменяемой осадке могут работать в открытом море, где большие глубины, и на мелководье - в устьях сибирских рек, и на акватории вновь создающихся арктических портов.

Серия таких судов проектировалась и строится со стратегической целью-задачей активного освоения нашего сектора Арктики, районов Крайнего Севера, поддержке здесь судоходства, обеспечению суверенитета и безопасности России. И, конечно - для расширения в прямом и переносном смыслах Северного морского транспортного коридора. От условных Роттердама, Мурманска, Сабетты до Сеула, Шанхая, Гонконга. И - в обратном направлении…

К тому, что сказано сегодня в рамках официальной церемонии на Балтийском заводе, добавим: в очереди за "Чукоткой" - атомный ледокол "Ленинград", названный так в память о героической обороне города на Неве и пережитой его защитниками блокады. Символично, что его ввод в эксплуатацию - 2030 год - синхронизирован с завершением постройки супер-ледокола ЛК-120Я "Россия" (проект 10510) на новом судостроительном комплексе "Звезда" в Приморском крае.