«Медный змий» и «Покорение Сибири Ермаком» – в Третьяковской галерее. Чем уникальны эти картины-гиганты из Русского музея?
В Третьяковской галерее покажут картины из Русского музея. В залах постоянной экспозиции разместили работы Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» и Федора Бруни «Медный змий». Два масштабных полотна увидела корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.
200 килограммов – вес бурого медведя. Столько же весит картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Чтобы выгрузить полотно из фуры и повесить ее, потребовалось 20 человек.
«Здесь тяжелая рама. Рама сделана из дерева, но не только. Мы видим лепнину в виде растительного орнамента, мы видим покрытие этой рамы», – отметила главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
Эту картину Суриков писал четыре года. Приступил к работе во время поездки в Сибирь, где его увлекли быт и нравы местных жителей. На полотне – сражение русского отряда под руководством Ермака с войском сибирского хана Кучумы, произошедшее в 1582 году.
«В левой части картины на первом плане изображено русское войско. Ермак в шлеме, в кольчуге. Известно, что эта кольчуга была подарена ему самим Иваном Грозным», – рассказала заведующий отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
«Покорение Сибири Ермаком» художник сначала хотел продать коллекционеру Павлу Третьякову, но в итоге полотно приобрел император Николай II.
«Николай II, увидев это полотно, сказал, что оно должно быть в национальном музее. В тот момент активно формировался будущий Русский музей. Против царской воли никто не пошел», – отметила Татьяна Юденкова.
Из Русского музея приехало еще одна гигантская картина – «Медный змий» художника Федора Бруни.
Площадь картины «Медный змий» – 48 квадратных метров. Полотно перевозили на фуре. Она была специально оборудована под перевозку шедевра русского искусства.
«Машина оснащена кондиционером, внутри обязательно поддерживается температура плюс 19 градусов», – рассказала Татьяна Городкова.
Над картиной живописец Федор Бруни работал в Италии почти 15 лет. Сюжет он взял из Ветхого Завета. Скитаясь по пустыне после изгнания из Египта, израильский народ начал терять веру и роптать. Разгневанный Господь наслал на людей смертельно ядовитых змей. Тогда иудеи стали просить о прощении, и Бог велел Моисею сделать медного змея и выставить его на знамя. Кто из ужаленных, глядя на него, молил Бога с подлинной верой и надеждой, оставался жив.
«Бруни со свойственным ему глубоким религиозным чувством решил обратиться к сюжету, в котором явлена главная мысль – о грехе народа и о возможности спасения от этого греха», – пояснила главный научный сотрудник Третьяковской галереи Светлана Степанова.
Бруни даже изобразил на картине свою жену.
«Образ жены показан не буквально, но какие-то черты есть. В женщине в белой рубашке. Художники в то время стремились быть исторически достоверными», – отметила Светлана Степанова.
На выставке в Третьяковской галерее также можно увидеть девять знаковых работ Федора Бруни. Полотна разных жанров, большая часть представлена картинами на религиозную и мифологическую тематику.