Поиграем в декаданс. Пять выдающихся актрис начала XX века
Расцвет их карьеры пришелся на эпоху потрясений: на фоне Первой мировой войны, революции, смены власти им удавалось заниматься искусством и реформировать его, открывать свои театры и собирать полные залы поклонников. Некоторые из этих актрис не имели профессионального образования, но стали законодательницами и легендами в области театра и кино. Рассказываем о пяти актрисах, которые вписали себя в историю накануне заката Российской империи.
Вера Комиссаржевская
Вера родилась в 1864 году в Петербурге, в семье известного оперного певца, солиста Мариинского театра Федора Комиссаржевского. С детства она была окружена людьми искусства, но сама на сцену не стремилась. Она мечтала о счастливом браке: Вера была хороша собой, получала образование в нескольких гимназиях и в Виленском институте благородных девиц. В 19 лет Комиссаржевская вышла замуж за Владимира Муравьева — молодой граф увлекался живописью, писал пейзажи, и Комиссаржевская надеялась, что станет для него музой. Однако вскоре между ними возникли разногласия: Муравьев постоянно развлекался и относился к рисованию как к хобби, а Вера не понимала, как он может растрачивать свой талант. Комиссаржевскую утешала ее младшая сестра Надя, но вскоре все пошло наперекосяк — между ней и графом завязался роман.
Любовный треугольник оказался роковым: Надя забеременела, а Вера, не пережив предательства, месяц провела в психиатрической клинике. После развода с Муравьевым у Комиссаржевской началась депрессия, и врачи посоветовали ей найти увлечение, которое полностью захватило бы ее. Так Комиссаржевская пришла в искусство. Она брала уроки у актера Александринского театра Владимира Давыдова, принимала участие в спектаклях Общества искусства и литературы (среди его создателей были ее отец и Константин Станиславский).
В 27 лет Комиссаржевская дебютировала на любительской сцене, а в 29 подписала первый контракт и стала играть в антрепризах. Ей доставались главные роли в водевилях и спектаклях по пьесам Островского, Шиллера, Грибоедова. В 1896-м актриса присоединилась к труппе Александринского театра и в этом же году сыграла Нину Заречную в "Чайке" — в историю она вошла как первая исполнительница этой роли. Несмотря на то что премьера пьесы в Александринке с треском провалилась, Антон Чехов писал:
Вера Комиссаржевская сыграла около 50 ролей в Александринском театре и задумалась о создании собственного. На деньги, заработанные в турне по России в 1902–1904 годах, она открыла его. Вскоре главным режиссером в нем стал Всеволод Мейерхольд. Их творческий союз был плодотворным, но через несколько лет работа с эксцентричным новатором закончилась конфликтами, убытками, разочарованием Комиссаржевской в современном театре и судом из-за увольнения режиссера. Вера выиграла дело, но в 1909 году сама оставила свое детище.
Она вновь отправилась в турне, чтобы заработать на открытие собственной школы. В 1910 году, находясь на гастролях в Ташкенте, Вера Комиссаржевская заболела оспой и скоропостижно умерла в возрасте 45 лет. При жизни актриса поддерживала революционное движение, и ее смерть общество восприняло как трагедию — проститься с ней пришли десятки тысяч человек в Москве и Петербурге. В 1959 году Александринскому театру было присвоено имя В.Ф. Комиссаржевской.
Вера Холодная
Ее называют первой российской кинодивой и музой Серебряного века. Вера Левченко родилась в 1893 году в Полтаве, но с двух лет жила в Москве. Ее семья была интеллигентной, небогатой и не связанной с искусством. Обойдя многих конкурентов, Вера поступила в балетное училище при Большом театре, но, несмотря на выраженный талант, вскоре покинула заведение по настоянию бабушки. Спустя годы артистка жалела об этом решении.
С ранних лет девушка пела, играла на фортепиано, читала стихи и участвовала в любительских спектаклях — ее кумиром была Вера Комиссаржевская. На выпускном балу в гимназии Левченко познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным и вышла за него замуж, обретя красивую фамилию и возможность продолжать поиск себя. Эффектной и разносторонней девушке удалось влиться в богемную среду: она общалась с молодыми артистами МХТ, виделась с художниками и поэтами — Бальмонтом, Андреевым, Белым. В кино Веру Холодную привел Александр Вертинский. "Она вначале отказывалась, потом заинтересовалась, и я привез ее на кинофабрику и показал дирекции. Холодная понравилась. Постепенно ее стали втягивать в работу", — писал шансонье в книге "Дорогой длинною".
{article_opinion:35079:' Стройная, гибкая, бывшая танцовщица, она сидела передо мной, опустив красивые ресницы на обвораживающие глаза, и говорила о том, что хочет попробовать свои силы на экране <…> Вера Холодная тогда умела лишь поворачивать свою красивую голову и вскидывать глаза налево и направо — вверх. Правда, выходило это у нее замечательно '}
К съемкам в кино Холодную подтолкнула не только мечта, но и нужда: ее муж ушел на фронт Первой мировой войны, и Вере пришлось зарабатывать самой. Актерского образования у нее не было, но выяснилось, что камера невероятно любит ее. Режиссеры делали ставку на красоту, естественность и обаяние Веры и не прогадали: с первых же ролей Холодная полюбилась зрителям. Звездой ее сделали немые фильмы Евгения Бауэра "Дети века" (1915) и "Жизнь за жизнь" (1916), а "Позабудь про камин — в нем погасли огни" (1917) и "Молчи, грусть... молчи" (1918) Петра Чардынина имели рекордные сборы за весь период существования русской дореволюционной кинематографии.
Карьера Веры Холодной была яркой и короткой — продлилась всего пять лет. За это время актриса стала символом немого кино, звездой заката империи. Александр Вертинский называл ее королевой экрана и посвятил ей стихи "Ваши пальцы пахнут ладаном" и "Лиловый негр". В 1919 году актриса умерла от испанки в возрасте 25 лет.
Мария Ермолова
Мария Ермолова родилась в Москве в 1853 году в семье творческой: ее дед был крепостным скрипачом, который, получив вольную, устроился в гардероб театра; отец работал актером и суфлером. Сама Мария начинала путь в балетном классе Московского театрального училища. Особых успехов в танце у нее не было, но девочка участвовала в массовке спектаклей и видела театральных звезд того времени.
Свою первую роль — кокетки в водевиле — она сыграла в 13 лет, а в 17 ее карьеру определило стечение обстоятельств. Прима Малого театра Надежда Медведева устраивала бенефис: главную роль должна была играть восходящая звезда того времени Гликерия Федотова, но она заболела. На замену Медведева пригласила студентку театрального училища Ермолову. После успешного дебюта на большой сцене Марию приняли в труппу Малого театра.
Начав с небольших ролей в водевилях, Ермолова со временем стала одной из ведущих артисток. Среди ее лучших работ — Катерина в пьесе Островского "Гроза" (кстати, влилась она в этот спектакль, вновь заменив заболевшую Федотову). Знаковой стала и роль Жанны д’Арк: актриса долго добивалась отмены цензурного запрета на драму "Орлеанская дева" Шиллера и впоследствии играла главную героиню на протяжении 18 лет.
Современники отмечали мощный темперамент и удивительную искренность Ермоловой на сцене. "Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве", — писал литературовед, профессор МГУ Николай Стороженко. К тому же Мария Ермолова была универсальной актрисой — она играла в пьесах Шекспира, Ибсена, Гюго, Горького и многих других драматургов: отдала сцене около 50 лет и примерила более 200 ролей.
Несмотря на то что многие ее родственники и друзья эмигрировали после революции, Ермолова осталась в России. Она преподавала в театральном училище, продолжала играть в театре, а в 1920 году была признана народной артисткой РСФСР, став первой женщиной, удостоенной этого звания.
В середине 1920-х актриса завершила карьеру и разрешила использовать свое имя для передвижного театра молодых актеров из студии Малого театра, который сегодня мы знаем как Московский драматический театр имени Марии Ермоловой. Актриса скончалась в возрасте 74 лет.
Ольга Книппер-Чехова
Ольга Книппер родилась в 1868 году в Вятской губернии в состоятельной семье обрусевшего немца-инженера и певицы. Ольга обучалась в гимназии, владела иностранными языками, переводила небольшие сказки, занималась рисованием, музыкой и мечтала стать актрисой, но это желание отец не поощрял. После его смерти Книппер стала работать репетитором по фортепиано, а параллельно участвовала в любительских спектаклях и старалась поступить в театральную студию. "Это было время большой внутренней переработки, из "барышни" я превращалась в свободного, зарабатывающего на свою жизнь человека, впервые увидавшего эту жизнь во всей ее пестроте", — вспоминала она в мемуарах.
Ольга Книппер мечтала учиться у известного в то время актера Александра Ленского, но тот не разглядел ее таланта. Девушку приняли в Московское императорское театральное училище, но вскоре отчислили. В третий раз Ольге повезло: она поступила в Музыкально-драматическое училище в класс под руководством Владимира Немировича-Данченко. Вскоре между ней и наставником завязался роман. После выпуска Книппер была принята в только что созданную труппу МХТ, где ее партнером по сцене стал сам Константин Станиславский.
На большой сцене Ольга Книппер дебютировала в 30 лет — в роли царицы Ирины в спектакле "Царь Федор Иоаннович". На одной из репетиций актрису заметил Антон Чехов, сказав: "Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину". В конце 1890-х он редко бывал в Москве — жил и работал в Ялте из-за проблем со здоровьем, подкосил его в том числе провал "Чайки" в Александринке.
Драматурга волновало то, что его пьесу ставят вновь — теперь уже в МХТ. Но на этот раз "Чайка" взлетела уверенно и высоко: спектакль шел с аншлагами, многие отмечали успех Книппер в роли Аркадиной. Вскоре между писателем и актрисой завязалась переписка (за несколько лет каждый из них отправил друг другу более 400 писем), а вместе с ней — и роман. Летом 1901 года они обвенчались, но жить вместе не могли — Чехов оставался в Ялте, а Книппер продолжала работать в Москве. Она была занята во всех спектаклях по пьесам мужа и стала воплощением чеховской героини: играла Елену Андреевну в "Дяде Ване", Раневскую в "Вишневом саде", Машу в "Трех сестрах".
Их брак продолжался до 1904-го — года, когда умер Чехов. После этого Ольга Книппер на несколько месяцев покинула сцену, но после вернулась — служила в МХТ еще долгие годы и получила звание народной артистки СССР (1937). Помимо чеховских пьес, в ее репертуаре были постановки по Мольеру, Ибсену, Грибоедову, Гоголю, Островскому, Горькому. Последнюю роль Ольга Книппер-Чехова сыграла в 1950 году в "Воскресении" по роману Льва Толстого. Скончалась актриса в 1959-м в возрасте 90 лет.
Мария Андреева
Настоящая фамилия актрисы — Юрковская, псевдоним Андреева она взяла, когда начала сценическую карьеру. Будущая звезда родилась в 1868 году в Петербурге в семье главного режиссера Александринского театра и артистки. С детства Мария отличалась утонченной красотой — в 15 лет она позировала Илье Репину в образе Донны Анны для иллюстраций к "Каменному гостю" Александра Пушкина. Выпустившись из гимназии, девушка вышла замуж за действительного статского советника, крупного железнодорожного чиновника Андрея Желябужского и родила двух детей.
Муж был на 18 лет старше Марии, давал ей полную свободу и поощрял ее увлечение театром. Свой путь Андреева начала с любительских постановок в Тифлисе, куда приехала вместе с супругом по его службе и где провела почти пять лет. Затем в Москве Мария присоединилась к Обществу искусства и литературы, которым руководил Константин Станиславский. Он же стал ее наставником и первым партнером на профессиональной сцене: когда спустя два-три года появился МХТ, Марию сделали одной из ведущих артисток театра.
Успех Андреевой принесли шекспировские образы, органична она была и в чеховских пьесах — драматург сам выбрал ее из остальных претенденток на роли Ирины в "Трех сестрах" и Ани в "Вишневом саде". Перевернуло ее жизнь знакомство с Максимом Горьким в 1900 году — драматург тесно сотрудничал с МХТ и увлек Марию не только пьесами (она была первой исполнительницей роли Наташи в "На дне"), но и революционными идеями.
Вместе с Горьким они стали членами РСДРП. Позиция Андреевой была радикальной, театральные заботы отошли для нее на второй план: в начале 1900-х Немирович-Данченко называл артистку "великой мутилой", а Ленин дал ей псевдоним "товарищ Феномен" за способность добывать внушительные суммы (одним из поклонников Андреевой был меценат Савва Морозов). Благодаря связям Марии, на тот момент одной из самых популярных актрис в России, финансировалось издание большевистской газеты "Искра", покупалось оружие, покрывались другие нужды партии.
Принимала Мария Андреева активное участие в подготовке восстания 1905 года — их с Горьким квартира стала штабом и укрытием для большевиков. В мятежное время жизнь актрисы была чрезвычайно насыщенной: несколько лет она провела за границей, выполняя партийные задания и там; в Москве скрывалась от полиции, не могла играть на сцене, но все еще была любимицей публики и выступала на гастролях; из-за политических разногласий ссорилась и в итоге разорвала личные отношения с Горьким, который не принял революцию.
В советские годы актриса стала "комиссаром театров и зрелищ в Петрограде". В 1918 году вместе с Максимом Горьким она основала Большой драматический театр в Ленинграде (ныне — БДТ им. Товстоногова) и играла в нем с перерывами в 1919–1926 годах. Всю свою дальнейшую жизнь Андреева посвятила активной партийной деятельности. Скончалась она в 1953 году в возрасте 85 лет.
Дарья Шаталова