Культурный код Альбера Камю — абсурд, молчание, мера, верность и бунт

Книга этой недели — работа американского историка и специалиста по Франции Роберта Зарецки "Жизнь, которую стоит прожить. Альбер Камю и поиски смысла"

Культурный код Альбера Камю — абсурд, молчание, мера, верность и бунт
© Реальное время

Альбер Камю — один из ярчайших мыслителей XX века, со дня рождения которого на этой неделе прошло 111 лет. Камю утверждал, что мир абсурден и не предполагает надежды, но это не повод предаваться отчаянию. Книга Роберта Зарецки "Жизнь, которую стоит прожить. Альбер Камю и поиски смысла" приглашает читателей познакомиться с идеями Камю, которые сейчас как никогда актуальны.

С чего начинается философия жизни?

С вопросов, которые ставит сама жизнь. Французский философ и писатель Альбер Камю знал это не понаслышке. Его терзали вопросы смысла и справедливости, абсурда и молчания, вопросы жизни и смерти. В книге "Жизнь, которую стоит прожить" Роберт Зарецки предпринимает попытку рассказать, как Камю шел по тернистому пути понимания мира и себя. Книга — отнюдь не очередной пересказ идей философа. Она словно бы прокладывает нить к его внутренним конфликтам, к тому, как противоречия становились большой частью его жизни, и способам найти счастье в абсурдном мире.

Зарецки выстраивает свою работу вокруг пяти ключевых понятий: абсурд, молчание, мера, верность и бунт. Эти темы тесно переплетаются и касаются самых разных сторон жизни. В первой главе Зарецки обращает внимание на абсурд, что так волновал Камю и нашел выражение в знаменитом эссе "Миф о Сизифе". Камю утверждал, что, осознав бесцельность бытия, человек оказывается перед выбором: принять абсурд или покончить с собой. Однако выбор этот, по сути, лишь один:

Если, как он пишет в "Мифе о Сизифе", "бунт придает жизни ценность", то суицид — это акт принятия и даже согласия с жизнью и миром, лишенными смысла и значения. По мысли Камю, необходимо "умереть непримиренным, а не по собственной воле. Самоубийство — это самоуничижение. Человек абсурда может лишь все исчерпать и исчерпать самого себя".

Но как искать смысл в абсурдном мире и жить вопреки? На этот вопрос и ищет ответ Зарецки, проводя читателя через лабиринты мыслей Камю.

Ужасный прекрасный мир

Камю не был философом, который заперся в кабинете. Его жизнь — это конкретные действия. Так, в годы немецкой оккупации Франции он участвовал в Сопротивлении, обличал ужас существования "колониального человека" в Алжире и не боялся высказываться против смертной казни, даже в самые напряженные периоды. Эти эпизоды дают понять, что его философия — не оторванные от реальности размышления, а скорее практическая мудрость.

В контексте алжирского вопроса Камю сам оказался в эпицентре противоречий, когда, вскоре после вручения Нобелевской премии, был подвергнут критике за свою позицию. На одной стороне была его родная Франция, на другой — колонизированный Алжир, где Камю родился. Его ответ стал символом морали:

Сейчас кто-то закладывает бомбы в алжирских трамваях. В одном из этих трамваев может оказаться моя мать. Если это справедливость, то я предпочту уберечь мать.

Здесь трагедия, здесь боль и неразрешимость конфликта, но здесь и подлинная человеческая честность.

Счастье, мера и бунт

С точки зрения Камю, мир прекрасен и ужасен одновременно. Он заявляет, что счастье — странная эксцентричность, которая требует сосредоточенности и усилия. Путь к счастью — нелегок. Счастье требует, чтобы человек шел против течения, отказывался от упрощений и сталкивался с правдой лицом к лицу.

Зарецки отмечает, что, по мнению Камю, счастье — это не какое-то однообразное наслаждение жизнью, а скорее пристрастное отношение ко всему, что она предлагает. Сегодня, когда счастье превратилось во что-то вроде выставочного атрибута, когда его часто выставляют напоказ, Камю намекает: истинное счастье — это экзистенциальная борьба, которая требует искренности, усилий, а порой и молчания.

Интересно, что Камю был человеком действия, но всегда помнил о границах. Его философия "меры" подчеркивала важность умеренности и ограничения, чтобы бунт не перерастал в революцию, где теряется цель. Именно эта мера отличает бунт от разрушения, когда целью становятся не крайности, а сохранение морального единства. В этом и заключается модель Альбера Камю: без самоограничения бунт теряет свою человеческую природу. Как справедливо замечает Зарецки, он был странным революционером, который ставил себя не в позу мятежника, но в позицию морального защитника.

Противостояние с Сартром

Зарецки описывает Камю как гуманиста, который видел высший смысл именно в простоте и искренности. Камю не был идеалистом, как, например, Сартр, и потому часто вступал с ним в противоречия. Их многолетний конфликт по поводу эссе "Бунтующий человек" становится одной из центральных историй книги. В тексте Камю отвергал насилие, которому не может быть оправданий, даже если оно стремится к великим целям. На этом фоне Зарецки рисует образ Камю как человека, ставящего честность и человечность выше благих намерений.

Камю призывал к действию и справедливости, но всегда оставлял за собой право не закрывать глаза на страдания живых людей ради утопий. Здесь он сближался с французским мыслителем эпохи Возрождения Монтенем, который предпочитал умеренность ярким лозунгам. Это наследие Камю — тихая революция человечности.

Для Камю истинное великодушие — это ясное видение и принятие мира, всех его красот и ограничений, радостей и требований, его обитателей и нашей общей участи.

Этими словами Зарецки завершает свою книгу, как бы подводя итог самому Камю. Жизнь абсурдна, но только до тех пор, пока человек сам не наделит ее смыслом и не решит действовать. В мире, где царит хаос, именно осознанное восприятие — ключ к счастью. Но для этого, как ни странно, не требуется ничего, кроме внимания и труда.

Издательство: IndividuumПеревод: Николай МезинКоличество страниц: 224Год: 2024Возрастное ограничение: 18+

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты "Реальное время", автор телеграм-канала "Булочки с маком" и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке "Макулатура".