Имеют милый вид, пьют чай с солью и используют шкуры рыб вместо стеклопакетов: казанские татары глазами Иоганна Готлиба

Одним осенним днем журналист e-Kazan раскапывал интернет-залежи в поисках идей для новых заметок, а нашел четырехтомное золото Иоганна Готлиба. В 1799 году этот человек с многозадачностью Наполеона — химик, медик, натуралист, этнограф и по совместительству ученик Карла Линнея — написал книгу о всех народах, живущих в России. Видимо, талантом краткости он не обладал, поэтому назвал труд «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». Посмотрим, что он там писал про татар? Важно: во имя легкости прочтения текст лишен огромного числа твердых знаков и немного отредактирован. Добавить в еду побольше жира и масла — это было уже тогда. С того времени как стали они упражняться в землепашестве, вошли в их рацион крупяные и мучные яства, такие как хлеб. Многие садят в огородах своих всякую зелень, а иные довольствуются полевыми растениями. Они едят пресные и в горячей золе печеные лепешки, которые называют они чуреками. Не меньше любят они и толокно, которое называют курмачом. Это яство делается из поджаренной пшеницы, ржи, ячменя или турецкой пшеницы, которую они толкут и потом едят сухим или разболтав и сварив на воде или молоке. В самые лучшие яства кладут много жира и масла. Молоко хлебают иногда невареное, иногда варят на нем кашу, либо подбалтывают мукой. Делают также из него масло и сыры. В пути наливают они простоквашу в мешки, из которых сыворотка вытекает, а творог остается им на пропитание. Могли пить мясную жижицу и чай с маслом и солью. Обычное питье казанских и других татар — вода, молоко, чай и мясная жижица. Без чаю трудно им пробыть. Они варят китайский чай в открытых котлах с водою и молоком, приправляя его маслом и солью, а пьют деревянными или фарфоровыми чашками. Прочие пьют мед, не почитая того за грех. Табак курят оба пола и всякого возраста люди так охотно, что преступают иногда и умеренность. Стеклопакеты? Нет, шкуры рыб. Дворы городских и деревенских татар одинаковы в величии и красоте. Все они кроме малого числа каменных — деревянные. Во всякой избе есть очаг и полати, ширина которых занимает третью часть, а иногда и половину избы. У зажиточных людей бывают в избах порядочные, но малые окна, составленные из стекол или слюды. А у бедных прорубленные для света отверстия, обтянутые налимовыми шкурами и окунутыми в постное масло тряпицами или бумагами. Столы и стулья не трогать — это для иностранных гостей. Татарский домашний скарб составляет по большей части необходимые только надобности. Небольшое число поваренной, столовой и чайной посуды, также земледельческой и ремесленной снасти, несколько сундуков. Разостланные на полатях, которые служат им вместо кроватей, стульев и столов, ковры, войлоки или циновки, а иногда и тюфяки: вот в чем заключается весь их домашний прибор. Столы и стулья держат только в городах некоторые общающиеся с иностранцами татары. Журналу Glamour было бы о чем писать в XVIII веке. У всех народов, которые покупают себе жен, ходят они нарядные, нежели девки, потому что женин наряд приносит мужьям честь и славу, а девичий при продаже в замужество идет ни за что. Весь женский костюм подобен мужскому в рассуждении рубах, штанов, чулок, туфель, нижнего и верхнего платьев. Сапоги носят они остроносые и в одеянии покрой от мужского несколько отменен. Богатые татарки носят нижние платья со сборами и вышитое на груди, где оно застегивается. Верхнее одеяние шьется из простых шелковых, а иногда из дорогих материй или из тонких тканей с бахромой, шнурками и золотыми петлями и отстрочкою. Пояс носят шелковый или серебряным набором украшенный. Грудь покрывает косынка, снизанная из корольков или устланная чешуйчато монетами. По большей части носят они с плеча наискось спущенную перевязь, усыпанную корольками или золотыми, а иногда и одними только серебряными монетами. Шею украшают бисерными нитками, а уши и пальцы украшают кольцами. Простые женщины носят одеяние китайчатое из сукна собственного рукоделия. Голову покрывают шапками, унизанными бисером или фатой. В летнюю пору ходят они в крашеных, по большей части узорчато вышитых и крепко подпоясанных рубахах. Просили барберов стричь до хохолка. Все казанские татары бреют голову и оставляют хохол да усы. Как прямые казанские, так и вышедшие от них носят холстяные рубахи, широкие штаны, кожаные чулки (бахилы), а небогатые люди лапти, легкие халаты, длинные восточные широкие верхние рубахи, у которых рукава сужаются и делаются иногда с прорехами. Подпоясываются поясом или сабельной перепояской. Голову покрывает скуфейка, на которую надевают плоскую шапку с круглым, наподобие начиненной кишки, околышем. К поясу припоясывают нож, саблю и табатной прибор. Скуфейки сплетают из волос, а иногда и золотом вышивают. Сабли бывают у них под серебряным окладом. Бодрая походка и худощавое тело придают им милый вид. Редко кто из них бывает ростом очень велик. Они по большей части худощавы, лицом продолговаты и кажутся здоровы. Нос у них сухощавый, рот и глаза малые, но острые и по большей части черные. Волос русый, прямой и начинает уже в среднем возрасте седеть. Сложение их вообще не дурное. Походка бодрая, а прямое и худощавое тело в соединении с кротким и будто несколько робким взглядом придают им милый вид. Они честолюбивы, горды, ума не дальнего, не ленивы, но любят покоиться, ко всем ремеслам способны, по воспитанию и вере, которую они содержат крепко, чистоплотны, трезвы, умеренны и жалостливы. Весьма редко заключают они письменные обязательства. Словесные договоры сохраняют твердо и ненарушимо. Женский их пол больше здорового нежели пригожего сложения, и привыкший с детства к прилежности, скромности, уединению и повиновению. Могли отлучиться по бизнес-делам на несколько лет. По восточному обычаю торгуют они больше обменом одних товаров на другие, редко на наличные деньги, а векселями и другими тому подобными письменными обязательствами совсем не пользуются: поэтому как при закупе, так и при продаже товаров, нужно быть купцу или его поверенному. И потому они часто бывали по несколько лет от жилищ своих в отлучении. Такие путешествия устраивали они обществами или караванами. Все умели, но за богатством не гнались. Многие из них упражняются в выделке юфти и козлов и в гуртовом мыловаренном деле. Очень многие сапожничают и шьют одну только козловую обувь, которую украшают золотыми узорами. Некоторые же обращаются в другие ремесла. Они ко всем промыслам способны. Но так как им нужно немного для жизни, да и прихотей по их состоянию больших иметь не могут, то мало они о достатках и заботятся. *** Интересно? Тогда оставляем ссылку на оригинальную версию текста Иоганна Готлиба, но уже с огромным количеством твердых знаков. Знаем-знаем, вы по ней не перейдете, поэтому подложим другую. Почему казанские татары не верили русским поварам, как пытали чаем, зачем чернили зубы и что дарили на свадьбы, если не было денег — обо всем этом писал еще один немец, Карл Фукс. А мы — собрали главное.

Имеют милый вид, пьют чай с солью и используют шкуры рыб вместо стеклопакетов: казанские татары глазами Иоганна Готлиба
© Казанский Портал