Войти в почту

Сложные скороговорки для улучшения дикции и развития речи: для взрослых и детей

В 2023 году группа американских ученых во главе с психологом из Университета Пейс в Нью-Йорке Сету Картикеяном выяснила — мужчины с хорошей дикцией более привлекательны для противоположного пола по сравнению с теми, кто неправильно произносит звуки. На самом деле, четкая дикция — ценный навык для бизнеса и успешной социальной жизни, поэтому развивать ее стоит с раннего возраста. «Лента.ру» публикует подборку сложных скороговорок для развития речи и рассказывает, как их правильно читать.

Сложные скороговорки для улучшения дикции и развития речи: для взрослых и детей
© Lenta.ru

Что такое скороговорки

Скороговорки — это фразы или стихи с искусственно усложненной артикуляцией. Как правило, их используют для тренировки дикции актеры, телеведущие, спортивные комментаторы и другие специалисты, чья работа связана с публичными выступлениями.

У скороговорки даже есть свой международный праздник, он отмечается ежегодно во второе воскресенье ноября

Скороговорки относятся к устному народному творчеству. Изначально этот жанр задумывался для забавы. Обычно сюжет скороговорки содержит шуточную историю о каком-нибудь событии или явлении из жизни, и главная задача рассказчика — произнести без остановки все трудно сочетаемые звуки.

Русские скороговорки впервые были записаны в 1862 году писателем и лексикографом Владимиром Далем. Всего он опубликовал 49 скороговорок, большинство из которых скорее можно отнести к фольклору для взрослых — в детские издания, как правило, включают лишь пять вариантов из далевской подборки.

Логопеды и преподаватели по сценической речи активно используют скороговорки в своей работе — детям они помогают отработать сложные звуки, вроде «р» и «л», а взрослым — поддерживать дикцию в хорошей форме.

Зачем читать скороговорки

Развитие дикции. Скороговорки требуют от говорящего тщательной проработки произношения и активной работы артикуляционного аппарата. Регулярные тренировки помогают улучшить координацию между органами речи, что особенно полезно для тех, кто хочет избавиться от дислалии. Улучшение фонематического слуха. Скороговорки помогают развивать фонематический слух — способность различать, запоминать и воспроизводить звуки. Это важный навык для изучения иностранных языков, а также для работы с рифмой и ритмом в поэзии. Улучшение памяти. Чтение скороговорок требует концентрации внимания и запоминания последовательности звуков и слов, а значит, помогает улучшить память и способность к запоминанию информации. Сложные и запутанные словесные конструкции прокладывают новые нейронные связи, что полезно для общего интеллектуального развития. Снятие напряжения и расслабление. Скороговорки могут быть веселыми и забавными, их чтение зачастую вызывает смех. Так что процесс произнесения сложных фраз, особенно в компании друзей или семьи, может стать одной из форм досуга. Расширение словарного запаса. Скороговорки часто имеют интересные и необычные конструкции, которые могут расширить словарный запас. Некоторые из них включают редкие слова и фразы, которые помогают глубже понять историю и культуру родного языка.

Как правильно читать скороговорки

Перед тем как начать работу со скороговорками, нужно расслабить мышцы живота, сбросить напряжение и сделать медленный выдох, произнося «пфффф». После этого можно переходить к чтению, советует в беседе с «Лентой.ру» актриса театра и педагог по сценической речи Анна Кокарева-Калинина.

По ее словам, сначала стоит сосредоточить внимание на медленном произношении и проверить, насколько правильно вы проговариваете последовательность звуков.

Важно вычищать звуки и делать упор не на скорость, а на качество произношения каждого слова по несколько раз Анна Кокарева-Калинина актриса театра, педагог по сценической речи

Полезным будет записывать себя на видео и анализировать, если нет явных дефектов, продолжать отрабатывать скороговорку, постепенно увеличивая темп и громкость. Можно не бояться сразу брать сложновыговариваемые слова — при должной практике они не будут казаться трудными, отмечает эксперт.

При чтении скороговорок стоит также обращать внимание на интонацию и смысл сказанного: «Например, возьмем скороговорку «Король-орел» и повторим ее несколько раз. Когда процесс доходит до автоматизма, язык может начать заплетаться даже на маленькой скорости — это показатель того, что сознание переключается. В этот момент важно вернуться к осознанному говорению. Когда ты осмысленно подходишь к тому, что говоришь и как говоришь, не получится сбиться», — добавила Анна Кокарева-Калинина.

Читаемая скороговорка должна быть выразительной — можно отрабатывать разные эмоциональные состояния и читать одну и ту же реплику спокойно, радостно, печально, гневно, с удивлением или с равнодушием. Это поможет сделать повседневную речь более яркой.

Скороговорки для отработки конкретных звуков

Отработка звуков б-п, в-ф, г-к, д-т, х

От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. У боярина бобра нет богатства, нет добра — два бобренка у бобра лучше всякого добра. Бранденбургские рододендроны из дендрария. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Около кола колокола, около ворот коловорот. Шакал шагал, шакал скакал. Константин констатировал инцидент с интендантом и прецедент с претендентом. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал. Ткет ткач ткани на платки Тане. Водовоз вез воду из-под водопровода. Волховал волхв в хлеву с волхвами. Стоит копна с подприкопеночком. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! У елки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат. На меду медовик, а мне не до медовика. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. У нас гость унес трость. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке. Хвалю халву. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Отработка сонорных звуков л, м, н, р

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку. Клара-краля кралась к ларю. На дворе трава, на траве дрова — раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня? Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Королева кавалеру подарила каравеллу. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. Король-орел. В Луку Клим луком кинул. Лапти лыковые, лыки липовые. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. На дороге с утра тарахтят трактора. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Прорубь рубили — рыбку ловили. Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.

Отработка звуков з-с, ж-ш, ч, щ, ц

У Сени и Сани в сетях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Осип охрип, а Архип осип. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. Сачок зацепился за сучок. По семеро в сани уселися сами. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. Свиристель свиристит свирелью. Синичка, синичка — воробью сестричка. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки. Жутко жуку жить на суку. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. Оповещение средствами вещания: «Всем мещанам с вещами на совещание». Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ. Тщетно тщится щука ущемить леща. Течет речка, печет печка, печет печка, течет речка. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. У нас в печурочке золотые чурочки. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Чудак под диванчик прячет чемоданчик. Саша шапкой по ошибке шишку сшиб. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон. Кощея щами не угощают. Хищник в роще рыщет — хищник пищу ищет. Щенок в чащу дощечку тащит. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Самая длинная скороговорка

Скороговорку «Лигурия» используют для тренировки дикции телеведущие. Она составлена из 45 скороговорок и содержит более 400 слов.

Приводим ее целиком:

Скороговорка «Лигурия» В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лави́ровали, лави́ровали, да так и не вы́лавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколи́ровал, как интервьюе́ром интервьюи́руемый лигурийский регулировщик речи́сто, да не чисто, рапортова́л, да не дорапортова́л, дорапорто́вывал, да так зарапортова́лся про размокропого́дившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали ту́рке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше ки́пу пик, лучше пик ки́пу купи, а то придет бомбарди́р из Бра́нденбурга — бомбами забомбардиру́ет за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл. Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготнико́вой вдовы Варвары два этих во́ра дрова воровали. Но грех — не смех, не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке. Вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготнико́вой вдовы, и не до деготнико́вых детей, зато рассерди́вшаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова; и два дровосека, два дровоко́ла-дровору́ба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь. Молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб; затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе Саше нашел; Сонька же — Сашкина подружка — шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика; Сонька и с ватрушками во рту пономаря́ перепономари́т, перевы́пономарит: жужжит, как жу́желица, жужжит, да кру́жится: была у Фрола́ — Фролу́ на Лавра наврала, пойдет к Лавру — на Фрола́ Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика́ чечевицы без червоточины и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творого́м из сыворотки из-под простокваши. О всем о том около кола колокола звоном раззванивали, — да так, что даже Константин — за́льцбуржский бесперспективняк — из-подбронетранспортера констатировал: как все колокола́ не переколоколова́ть, не перевы́колоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.