Войти в почту

Шедевры Раисы Флоренской наконец увидели свет: выставка продлится до 25 декабря

Гостей художественного пространства le Thlme, где открылась персональная выставка Раисы Флоренской, встречает картина, которая сразу же, с порога, многое объясняет о том, почему сестра "русского Леонардо" Павла Флоренского вернулась к нам спустя 90 лет после своей ранней смерти от туберкулеза. Это "Автопортрет на коричневом фоне". Здесь дело во взгляде.

Шедевры Раисы Флоренской наконец увидели свет: выставка продлится до 25 декабря
© Российская Газета

Большие карие глаза девушки смотрят не на собеседника, а куда-то ввысь. Зная набожность Флоренских, можно сказать: в мир горний. "Она отстранена от нас, как бы говорит с Богом, а мы - свидетели этого разговора, - рассказывает куратор выставки, директор музея "Царскосельская коллекция" Александр Некрасов. - Это совершенно исключительная форма автопортрета, ничего подобного я никогда не видел".

Автопортретов на выставке еще несколько. Есть на красном фоне - написанный, что и прежний, в двадцатые годы прошлого века. Он более традиционен, взгляд на зрителя, но все же очевидно, что это взгляд сквозь собеседника. А вот на своем предсмертном "Автопортрете в синей блузке" Флоренская смотрит прямо на нас. Фон здесь уже темный, краски густые, и совсем нет света. В 1932 году, когда был написан автопортрет, тучи сгущались и над судьбой тридцатишестилетней художницы - она угасала в доме своего брата Павла, и над страной. Смеркалось и в мире - через год придет к власти Гитлер, через пять в СССР начнутся репрессии, через жернова которых не пройдут и Флоренские.

По автопортретам Флоренской мы можем проникнуть в драматургию целой эпохи

Есть и еще один автопортрет, датируемый 1924 годом. Маленькая скромная девушка в темном платье - она в другом себя не изображала - перед огромными дверьми ВХУТЕМАСа, где ее учителями были Кузнецов, Касаткин, Коровин... Она застыла перед величием дверей, за которыми само Искусство. Но есть здесь и антиподы - равнодушная толпа прохожих, и, судя по их надменным взглядам, у них лишь один вопрос: ты правда думаешь, что спасешься за этим порогом?

Так, по одним автопортретам мы можем проникнуть в драматургию целой эпохи. И в этом тоже уникальность произведений Флоренской, о которой этой осенью говорят сразу в двух столицах. Первая выставка не так давно прошла в музее "Царскосельская коллекция", и вот теперь - Москва, где представлено более ста работ, большинство из которых мир видит впервые.

Грех не вспомнить еще одну выставку "Ars Sacra nova. От мифа к символу", что проходила в этом сезоне в Доме русского зарубежья, и где впервые за десятки лет появилась самая, пожалуй, актуальная картина Флоренской - - "Возвращение блудного сына". Притча о блудном сыне - один из излюбленных сюжетов Флоренской, к нему она возвращается не раз. На выставке в le Thlme есть несколько вариантов этого шедевра, эскизы. О чем они все? О любви и прощении. Кто те двое, что обнимаются после долгой встречи? Только ли сын и отец. Или здесь примиряются предки с потомками? Или те, кто вошел в двери Искусства, и те, кто прошел мимо? Или же красные и белые? Или...

Когда в Тифлисе террорист заколол Сергея Троицкого - друга Павла Флоренского и супруга одной из его сестер, то Флоренские написали письмо властям с просьбой помиловать убийцу. Искусство прощать, пожалуй, самое главное из искусств.

Выставка работает до 25 декабря.