В РФ разработали новые стандарты обучения лесному делу
В лесной отрасли, где дефицит кадров достигает сегодня 15 процентов, разработали новые стандарты и программы обучения студентов. Они необходимы для того, чтобы "заточить" образование под конкретные запросы бизнеса и привлечь абитуриентов на лесные специальности.
Сегодня специалистов в сфере ЛПК готовят 56 высших учебных заведений России. Основные профильные вузы находятся на Северо-Западе: в Петербурге, Архангельской области, Карелии и Коми. По данным научно-методического совета по лесному хозяйству РФ, за десять лет количество государственных бесплатных мест для "лесных" студентов России увеличено на 25 процентов. Тем не менее в реальной экономике дефицит специалистов чрезвычайно острый.
Это связано также с тем, что за последние два года качественная потребность в лесных кадрах изменилась кардинально: России нужны собственные технологии в ЛПК и люди, которые будут их создавать.
- В последние 20 лет в РФ больше готовили тех, кто будет работать на импортном оборудовании - "эксплуатационщиков". А теперь нам нужны творцы, созидатели и конструкторы, - без них не обойтись, - отметил глава научно-методического совета по лесному хозяйству Виктор Санаев.
Для того чтобы вырастить новых профи, стране нужна как фундаментальная подготовка, так и обязательная практическая. А так как набор на лесное дело идет сложно (абитуриентов слово лес отпугивает в принципе), вузы стараются включать в образовательный процесс новые компетенции с учетом спроса на универсальность диплома.
К примеру, в Петербурге технологи леса изучают одновременно и управление лесопромышленным производством, а во многих вузах страны в качестве дополнительного компонента подготовки подключают IT. Появилось даже новое направление - киберлесники. Это своего рода сплав двух профессий - в сфере лесного дела и цифровых технологий. Кроме того, высшая школа начала готовить специалистов по генетике лесного дела и ландшафтной архитектуре.
За десять лет число бесплатных мест для «лесных» студентов выросло на четверть
Вместе с тем 70 процентов всех новых вакансий в ЛПК относятся к среднему звену. Наиболее востребованы отраслью те, кто будет работать со сложным оборудованием на делянках лесных предприятий. Для них созданы 12 новых федеральных стандартов специальностей и профессий.
По словам вице-президента Российской ассоциации организаций и предприятий ЦБП Аллы Хмель, старые стандарты переработаны и пересмотрены. Так, если раньше техникумы готовили только специалистов по клееным конструкциям, то теперь к ним добавились профи в сфере выпуска современных CLT-панелей, из которых строятся многоэтажные деревянные дома.
В этом году вступили в силу и совершенно новые стандарты обучения, к примеру, инженер по лесопользованию и восстановлению лесов. А стандарт по обучению дизайнеров-конструкторов мебели вообще создан с нуля по запросам бизнеса.
"Главное, чтобы не было перекоса в учебных планах и новые компетенции не вытеснили базовые", - предупреждает зам. председателя научно-методического совета по лесному хозяйству Евгений Щербаков.
Важно и то, что получить качественное среднее образование теперь можно в сжатые сроки - речь идет о новой образовательной технологии "Профессионалитет", позволяющей готовить специалистов по принципу "не отходя от станка". Для этого колледжи организуют обучение в консорциумах с ведущими предприятиями ЛПК.
Сегодня в рамках "Профессионалитета" ускоренными темпами готовят специалистов по переработке древесины, а также управлению лесной техникой. Больше всего таких колледжей на Северо-Западе РФ: новые образовательные технологии освоили средние учебные заведения Коми, Вологодской и Архангельской областей.
Тем временем для высшей школы разработан проект единого стандарта обучения сразу по нескольким направления ЛПК - он называется "Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии" и сейчас проходит обсуждение в вузах и бизнес-сообществе.
Составляется в России и пятилетний прогноз по кадрам для всех отраслей экономики - с 2025 года он будет учитываться при распределении бюджетных мест, в том числе по лесным специальностям.
Ректоры лесных вузов выступают также за пересмотр системы образования и против "доучивания в магистратуре".
- Необходимо стремиться к созданию "бесшовной" системы по принципу дошкольное, школьное, среднее профессиональное образование и далее - высшее, - говорилось на научно-методическом совете. - А принимать в вуз необходимо в первую очередь тех, у кого есть договор с вузом, чтобы "бесшовно" совпали программы. Более того, нужно разрешить таким выпускникам колледжей поступать в вузы без экзаменов.
Сроки обучения лесным специальностям сейчас обсуждаются. Известно только, что в вузах они могут варьироваться от четырех до шести лет с учетом научного компонента и практики. При этом для сферы ЛПК четыре года, по мнению преподавателей, недостаточно - ректоры просят увеличить минимальный срок хотя бы на семь месяцев. И настаивают на том, чтобы сделать практику более объемной.
- Выпускники не умеют работать в лесу, поэтому практическую подготовку необходимо увеличить в два раза - часть вузов этот шаг уже сделали, - отметили члены научно-методического совета. - Кроме того, каждый вуз, который готовит лесных профессионалов, должен иметь дендрарий, ботанический сад и учебно-опытный лесхоз.
Ректоры ведущих лесных вузов предложили также возобновить институт распределения кадров: для этого предлагается использовать опыт СССР, при котором предприятия заранее готовились к приему молодых специалистов, выдавали выпускникам подъемные, обеспечивали их жильем.
Тем временем
В Вологодской области в 2024 году открылись 30 лесных классов в 15 школах. Действуют они и в Поморье: в этом году два новых лесных класса были открыты в Новодвинске - практика в них идет на базе Архангельского ЦБК. "Программа нацелена показать, что лес - здорово, красиво и многогранно. В отличие от газа и нефти, лес - это возобновляемый ресурс, который мы с вами научимся правильно использовать на благо нашего общества", - отметил на церемонии посвящения в ученики генеральный директор АЦБК Дмитрий Зылев.